Литература
Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательными учреждениями // Начальная школа. 2002. №5. С.3.
Русская азбука / Сост. В.Г. Горецкий и др. М., 1999.
1. Научно-методические основы комплекта «Школа России» // Начальная школа. 2002. №7. С.3
2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М., 1996.
Эльконин Д.Б. и др. Букварь М., 1992.
1. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. М., 1993.
2. Цукерман Г.А. Азбучные истины развивающего обучения // Начальная школа. 1991. №4.
3. О букваре, авт. Д.Б. Эльконин и др. // Начальная школа. 1994. №7 (или: Вестник образования. 1994. №5-6).
4. Проблемы школьного учебника. Вып.18. М., 1988. С.50-82.
Нечаева Н.В. и др. Букварь (Азбука). В 3-х частях. Самара, 1994 (2003).
1. Нечаева Н.В. Учебно-методический комплект для обучения грамоте по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. 1994. №7. С.19 (или: Вестник образования. 1994. №5-6).
2. Нечаева Н.В. Обучение грамоте в четырёхлетней начальной школе // Начальная школа. 200. №9. С.3.
3. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. М., 1998.
Л.Е. Журова и др. Грамота. М., 2000.
1. Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы / Под ред Н.Ф. Виноградовой. М., 1998.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Моя любимая азбука. М., 1998.
1. Информационно-методическое письмо о новом учебнике по обучению грамоте для трёхлетней и четырёхлетней начальной школы / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина // Начальная школа. 1997. №8. С.3.
2. Информационно-методическое письмо о новом учебнике по русскому языку «Первые уроки» для 1 класса четырёхлетней начальной школы / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Начальная школа. 2000. №8.
3. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под ред. Е.В. Бунеевой. М., 2002.
Полякова Э.И. Букварь. В 2-х ч. Сыктывкар.
1. Полякова Э.И. Уроки обучения грамоте: Пособие для учителя. Сыктывкар, 2001.
Методические указания
Анализ учебников по обучению грамоте позволит обобщить знания о разных системах обучения, полученные по разделу «Методика обучения грамоте». Работу предлагается вести по указанному выше плану. Для 631 группы является обязательным анализ учебника Э.И. Поляковой для школ Республики Коми.
Лабораторное занятие №1
Урок чтения на подготовительном этапе обучения грамоте
Задания: 1. Проанализируйте содержание подготовительного этапа обучения грамоте по учебным пособиям для первоклассников.
2. Познакомьтесь с разработками уроков к данному этапу обучения по методическим пособиям для учителя.
3. Посетите урок чтения, оформите стенограмму урока по следующей схеме:
№ | Этапы урока, задачи | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Замечания |
|
|
|
|
|
Проанализируйте урок по плану:
Тема, цели и задачи урока.
Структура урока, основные этапы, их соответствие программе, типу урока, цели.
Анализ каждого этапа урока с точки зрения:
содержания (первоначальные лингвистические понятия, фонетические умения);
применяемых методов, методических приёмов;
организации деятельности учащихся;
грамотности употребления терминологии, формулирования вопросов и заданий, отбора дидактического материала;
реализации задач развития, в том числе формирования компонентов учебной, речевой деятельности и воспитания;
учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:
в распределении времени,
в чередовании приёмов работы,
в дозировке заданий.
Оборудование урока.
Результаты урока, реальное выполнение его целей и задач.
Оценивание учителем работы учащихся на уроке.
Особенности педагогического мастерства учителя.
Лабораторное занятие №2
Урок чтения (письма) на основном этапе обучения грамоте
Изучение учебно-методической литературы.
Посещение урока чтения (письма) и его протоколирование.
Методический анализ урока.
Схема анализа урока
1. Тема, цель и задачи урока.
2. Тип урока. Последовательность, логичность, взаимообусловленность структурных элементов урока.
3. Организация учителем работы, направленной на развитие фонематического слуха, усвоение детьми звуков и букв, соотношение звуков и букв.
4. Содержание работы по формированию навыка чтения:
– приёмы обучения позиционному чтению;
– приёмы организации чтения слов в столбиках и их эффективность;
– подготовка учащихся к чтению текста;
– эффективность приёмов работы с текстом;
– место и содержание работы над отдельными компонентами навыка чтения;
– обучение учащихся чтению про себя.
5. Содержание работы по формированию графических навыков и усвоению элементов каллиграфии:
– приёмы показа образца;
– предупреждение возможных ошибок;
– работа над элементами каллиграфии;
– организация самооценки и самоконтроля.
6. Подготовка учащихся к усвоению грамматики и орфографии
7. Место работы по развитию речи.
8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и уровня их подготовленности к обучению грамоте:
в распределении времени;
в чередовании приёмов работы;
в дозировке заданий;
в соблюдении гигиенических норм.
9. Приёмы организации учебной деятельности.
10. Лингвистическая грамотность отбора языкового материала, употребления терминологии, формулировки вопросов и заданий.
11. Оборудование урока.
12. Результаты урока, реальное выполнение его целей и задач.
13. Оценивание учителем работы учащихся на уроке.
14. Особенности педагогического мастерства учителя.
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников