logo
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения

1. Учебный материал по внеклассному чтению, принципы отбора.

– тематика детского чтения (с учётом изменений в программе),

– видо-жанровые особенности литературы,

– объём, структура и формат книг,

– типы издания, особенности оформления обложки и книги.

2. Система усвоения учащимися элементов библиотечно-библиографической помощи.

3. Требования к знаниям, умениям и навыкам по внеклассному чтению.

Литература

  1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя. М.,1991.

  2. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. М., 2001.

  3. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. М., 2001.

  4. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности. М., 1999.

  5. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение на основном этапе формирования читательской самостоятельности. М., 2000.

  6. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. М., 1981.

  7. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. М., 1983.

  8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 3 классе. М.,1985.

  9. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу: Пособие для занятий внеклассным чтением в подготовительных классах, 1982.

  10. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу. М., 1982.

  11. Джежелей О.В. В мире книг. Таблицы по внеклассному чтению. М., 1984.

  12. Программы общеобразовательных учебных заведений. Начальные классы. М.,1999.

Методические рекомендации

1. Изучите общие свойства, типы и разновидности детских книг, посетите детскую библиотеку и подготовьте сообщения: а) Справочная литература для младших школьников; б) Серии книг и их назначение; в) Детская периодическая печать; г) Рекомендательная библиография. По данному вопросу необходимо подобрать литературу, соответствующую этапам формирования читательской самостоятельности.

3. Проанализируйте программы и учебники по литературному чтению (система Л.В. Занкова, «Школа 2100», «Школа XXI века»:

а) задачи, определяющие умения и навыки самостоятельной работы с книгой;

б) требования к читательскому кругозору;

в) приёмы работы с книгой на уроке литературного чтения;

г) внеурочная самостоятельная работа с книгой.

Практическое занятие №11-12

Организационно-методическая система обучения учащихся-читателей (уроки и фрагменты уроков по обучению детей работе с книгой)

  1. Подготовительный этап обучения работе с детской книгой.

  2. Начальный этап обучения работе с детской книгой.

  3. Основной этап обучения работе с детской книгой.

  4. Работа с детской книгой на уроках литературного чтения.

Литература

(см. список к предшествующему занятию)

Дополнительная литература

Статьи в журнале «Начальная школа»:

1. Джежелей О.В Сущность и специфика домашних заданий к урокам внеклассного чтения.-1983.– №7. С.15.

2. Ефросинина Л.А. Работа с детской книгой в период обучения грамоте. 1983. – №7. С.47.

3. Козлова Л.В. Работа с детскими книгами на уроках обучения грамоте // Начальная школа. 2003. №8. С.56.

4. Кубасова О.В. О подготовке и проведении уроков внеклассного чтения в 1 классе // Начальная школа. 1979. №12. С.25.

5. Канакина В.П. Работа с таблицами «В мире книг» // Начальная школа. 1984. №6.

6. Кубасова О.В. Специфика урока переходного типа // Начальная школа. 1984. №3. С.43.

7. Кубасова О.В. Упражнения по ориентировке в книгах // Начальная школа. 1987. №10. С.21.

8. Мозылевская Г.И. Нестандартные формы работы с детской книгой // Начальная школа. 1995. №3.

Методические рекомендации

В составе творческой группы подготовьте конспект типового урока на одном из этапов формирования читательской самостоятельности (всего 4 конспекта – тему см. в планировании уроков в методических пособиях.

Приготовьте необходимый учебный и наглядно-дидактический материал по теме урока (книжная выставка, «коллективки», таблицы, плакаты для внеклассного чтения, библиографические карточки по требованиям этапа обучения), проведите игровой урок.Контрольные вопросы и задания

  1. Какие тенденции проявляются в программах по чтению на современном этапе?

  2. Каковы основные принципы систематизации учебного материала в современных книгах для чтения?

  3. Сформулируйте основные литературоведческие положения, определяющие методику работы над текстом.

  4. Какие особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками нужно учитывать при организации обучения?

  5. Из каких действий складывается чтение как вид речевой деятельности?

  6. Как в современной методической науке определяется навык чтения и его компоненты?

  7. Что предполагает сознательное прочтение художественного произведения?

  8. В чем сущность каждого из трёх этапов процесса формирования навыка чтения?

  9. Назовите типичные ошибки учащихся начальных классов при чтении. Где и когда целесообразно их исправлять, если произведение художественное?

  10. Назовите приёмы работы над правильностью чтения младших школьников.

  11. Охарактеризуйте приёмы работы над беглостью чтения учащихся.

  12. В чём заключается методика обучения скорочтению В. Зайцева?

  13. Из учебных книг по чтению подберите вопросы и задания, ориентирующие на понимание: а) фактического содержания; б) подтекста; в) авторского и личного отношения к написанному.

  14. В чём своеобразие восприятия подтекста литературного произведения и его эмоциональной стороны?

  15. Каковы способы объяснения значений слов? Проиллюстрируйте их примерами.

  16. Охарактеризуйте каждое из средств выразительности чтения.

  17. Каковы методические условия использования грамзаписей (магнитофонных записей) с целью обучения выразительности чтения?

  18. Что такое «партитура чтения»? Когда и зачем она составляется в классе на уроке?

  19. В чём состоит отличие художественного произведения от научно-художественного, научно-познавательного и публицистического?

  20. Какие методические средства можно использовать для подготовки детей к восприятию художественных произведений и научно-познавательных текстов?

  21. В каких случаях имеет смысл знакомить учащихся с биографией автора произведения и в каком объёме?

  22. Перечислите способы первоначального знакомства младших школьников с текстом. От чего зависит их выбор?

  23. Назовите основные направления анализа литературного произведения.

  24. Каковы назначение и методика работы над планом произведения?

  25. Расскажите о методике обучения детей краткому пересказу.

  26. Что такое творческий пересказ? Каковы требования к его проведению?

  27. Какова методика обучения словесному иллюстрированию?

  28. Что такое драматизация? В каких формах она может проводиться?

Практические задания

1. Пользуясь предложенным учебным материалом, спланируйте работу:

а) по подготовке к выразительному чтению произведения;

б) составлению «партитуры» выразительного чтения текста;

в) подготовке к первичному восприятию произведения;

г) проведению анализа произведения;

д) обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся при работе над произведением;

е) составлению плана произведения;

ж) подготовке к одному из видов пересказа прочитанного текста;

з) литературно-методическому анализу произведения;

и) подготовке к иллюстрированию, драматизации,

к) коллективному рассматриванию детской книги.

2. Используя методический аппарат учебных книг, подберите задания различной методической направленности для самостоятельной работы над произведением.

3. Выполните анализ конспекта (или фрагмента) урока с точки зрения соответствия требованиям к организации урока.

4. Выполните анализ книги в соответствии с требованиями к ней на одном из этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.