Методические рекомендации
В методике существует несколько классификаций ошибок. Одна из них, традиционная, представлена в пособии [1, с. 148-156], [3]. C другой, в большей мере учитывающей разграничение понятий «язык» – «речь», ознакомьтесь по источникам: [5] или [4], [6], [7].
Оформить картотеку детских речевых ошибок и недочётов, воспользовавшись указанной литературой. Как вы представляете себе использование в работе картотеки детских речевых погрешностей?
Распределите приведённые ниже погрешности по двум группам: а) грамматические ошибки, б) речевые недочёты. Укажите их виды и дайте им обоснование.
С весёлым писканьем из кустов вылетели птенцы; у берёзки семь дуплов; грузовик застрял в лужу, на полдник нам давали разные сладкости; вдруг моя правая лыжня хрустнула и сломалась; отгремели февральские метели; мороз щипает щёки; мальчики разделились на две кучи; Лена сказала, что мне брат разрешил; я расскажу небольшой рассказ; я хорошо ездию на велосипеде; воздух был прозрачен, чистый, свежий; лебедь сел на воду и загнул крылья.
4. О содержании работы см. [5], [7]. Распределение работы по различным грамматико-орфографическим темам может быть прокомментировано по представленной в пособии [5, с.280] таблице.
5. Назовите тип ошибок и охарактеризуйте особенности каждой группы; укажите темы курса русского языка, где необходима работа над ними. 1) а) моё фамилие, вкусная повидла, новый полотенец; б) упала грабля, пролилась чернила, покатилась санка, красивые иллюминации, мокрые одежды; в) мало стулов, пять разов, килограмм яблоков, группа девочков; г) стоит в угле, шишки на лбе; д) в польте, на пианине, рядом с метром.
2) для её, с ей, ихние.
3) хочут, хотит, ездию, ехай, бежат, убегли, стери.
6. Охарактеризуйте виды работ на уроках русского языка, направленные на совершенствование точности, богатства, выразительности речи школьников (см. [1, с. 24-31], [5, с. 323]). Познакомьтесь с конкретными примерами упражнений по культуре речи, приведёнными в пособии [4, с. 124-130, задачи 18-20], [9, с. 281-282] или в статьях М.С. Соловейчик [8, с. 23-24, 30-34]. Определите, к какому виду относится каждое упражнение, какую дидактическую задачу оно позволяет решать. Внесите упражнение в свою картотеку.
7. Укажите раздел курса, предполагаемую тему урока и вид упражнения. Охарактеризуйте его обучающий смысл.
От слов, обозначающих действия, образуйте однокоренные названия предметов. Выделите те части речи, которые помогли это сделать: Поить – … , кормить – … .
8. На уроках закрепления по теме «Местоимение» третьеклассникам было дано для анализа предложение: Если бы Илья Муромец сел на Алёшиного коня, он бы не выдержал. От учащихся требовалось, во-первых, дать своё понимание этой фразы (она возможна в трёх вариантах); во-вторых, объяснить, почему возможно различное толкование предложения. С какой целью давалось задание? Какой вывод должен был последовать?
9. В детском изложении текста «Вьюга» много повторов слов. Способы их устранения различны. Укажите их.
Мальчик с Жучкой шёл из школы. Они сбились с дороги. Мальчик упал. Жучка стала выть, звать на помощь. Из деревни пришли ребята. Ребята начали откапывать мальчика. Жучка помогла им откопать мальчика. Мальчика откопали и отнесли в избу. Мальчик был спасён.
IV. Методика правописания и культуры письма
Практическое занятие №1
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников