logo
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Задания и методические рекомендации

По вопросу 1.

1. Решение орфографической задачи после обнаружения орфограмм предполагает применение орфографического правила. Что вы понимаете под орфографическим правилом? (см.: [3-5]).

2. Хорошей формулировкой считается та, которая содержит чёткий алгоритм выполнения действий. Пролистайте учебники русского языка, приведите примеры правил, содержащих точный алгоритм действий.

3. Большая часть орфографических задач в русском языке решается с помощью единого способа действия: «слабую позицию проверяй сильной» («опасное место» проверяй «безопасным»). Перечислите орфографические темы, при изучении которых младшие школьники осваивают именно этот способ действия. Проанализируйте, что лежит в основе группировки правил по учебникам русского языка (3 кл., ч.1, 4 кл.) Р.Н. Бунеева и др. (см.: Методические рекомендации).

4. Среди орфограмм русского языка есть немало таких, которые не связаны с общим законом письма или не подчиняются ему, а пишутся по особым правилам. Составьте перечень таких орфограмм, изучаемых в начальных классах.

По вопросу 2.

1. При работе над правилом выделяются этапы: 1) Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации или использования мотивирующих приёмов, цель которой – мотивация изучения правила. 2) Коллективное выведение правила. 3) Работа над формулировкой правила и уточнение необходимого способа действия. 4) Первичное закрепление. (См.: [1, 2, 5].

Проанализируйте урок знакомства с правилом написания слов с парными согласными в корне, предложенный в методических пособиях для учителя (на выбор). Все ли этапы рассмотрены авторами?

2. Подготовьте фрагменты уроков: 1) Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. 2) Правописание НЕ с глаголами. 3) Правописание Ъ.

3. Осознание орфографического правила является лишь начальным моментом его усвоения. Действительное овладение им происходит в процессе его применения. Применить правило – это значит выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций, поэтому учитель даёт или составляет с учащимися программу действий, алгоритм. Закрепление правила – это тренировка в заданном способе действий. Найдите в учебниках образцы рассуждений по правилу, подготовьте подробное комментирование действий на конкретном языковом материале.

4. Рассмотрите алгоритмы действий по следующим правилам: а) написание падежных окончаний имён существительных; б) правописание падежных окончаний прилагательных; в) проверяемые безударные гласные в корне слова; г) парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Возможен ли общий способ действия при решении орфографических задач по данным правилам?

5. Разработайте конспект урока знакомства с орфографическим правилом. При составлении конспекта необходимо:

1) Выявить сущность нового орфографического правила, обозначить комплекс фонетических, словообразовательных, грамматических знаний и умений, необходимых для его усвоения (на основе усвоенного учениками проблемного материала).

2) Подобрать языковой материал для организации наблюдений.

3) Выбрать эффективные приёмы постановки учебной задачи, знакомства с новым орфографическим правилом.

4) Обдумать процесс обучения применению правила.

5) Продумать возможности рационального использования наглядно-дидактического материала (схем, таблиц и т.п.).

6. Постройте урок обобщения правил, пользуясь предложенным планом и дидактическим материалом.

1) организация наблюдения над словами, записанными в столбик под диктовку с пропуском орфограмм.

2) Проведение рассуждения: чтобы вставить пропущенные буквы, надо применить правило: подобрать проверочное слово, такое, в котором «опасное» место стало бы безопасным для письма.

3) Уточните, каким должно быть проверочное слово для каждой из орфограмм.

4) Нахождение проверочных слов и повторное написание заданных слов без пропуска букв.

5) Вывод о том, что действовали при написании безударных гласных и «сомнительных» согласных одинаково: «опасное место» проверяли «безопасным».

Практическое занятие №3

Орфографические упражнения. Методика их проведения и критерии выбора

  1. Назначение орфографических упражнений.

  2. Характеристика упражнений и методика их проведения.

  3. Система упражнений. Критерии их выбора.