Задания и методические рекомендации
По вопросу 1.
1. Решение орфографической задачи после обнаружения орфограмм предполагает применение орфографического правила. Что вы понимаете под орфографическим правилом? (см.: [3-5]).
2. Хорошей формулировкой считается та, которая содержит чёткий алгоритм выполнения действий. Пролистайте учебники русского языка, приведите примеры правил, содержащих точный алгоритм действий.
3. Большая часть орфографических задач в русском языке решается с помощью единого способа действия: «слабую позицию проверяй сильной» («опасное место» проверяй «безопасным»). Перечислите орфографические темы, при изучении которых младшие школьники осваивают именно этот способ действия. Проанализируйте, что лежит в основе группировки правил по учебникам русского языка (3 кл., ч.1, 4 кл.) Р.Н. Бунеева и др. (см.: Методические рекомендации).
4. Среди орфограмм русского языка есть немало таких, которые не связаны с общим законом письма или не подчиняются ему, а пишутся по особым правилам. Составьте перечень таких орфограмм, изучаемых в начальных классах.
По вопросу 2.
1. При работе над правилом выделяются этапы: 1) Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации или использования мотивирующих приёмов, цель которой – мотивация изучения правила. 2) Коллективное выведение правила. 3) Работа над формулировкой правила и уточнение необходимого способа действия. 4) Первичное закрепление. (См.: [1, 2, 5].
Проанализируйте урок знакомства с правилом написания слов с парными согласными в корне, предложенный в методических пособиях для учителя (на выбор). Все ли этапы рассмотрены авторами?
2. Подготовьте фрагменты уроков: 1) Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. 2) Правописание НЕ с глаголами. 3) Правописание Ъ.
3. Осознание орфографического правила является лишь начальным моментом его усвоения. Действительное овладение им происходит в процессе его применения. Применить правило – это значит выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций, поэтому учитель даёт или составляет с учащимися программу действий, алгоритм. Закрепление правила – это тренировка в заданном способе действий. Найдите в учебниках образцы рассуждений по правилу, подготовьте подробное комментирование действий на конкретном языковом материале.
4. Рассмотрите алгоритмы действий по следующим правилам: а) написание падежных окончаний имён существительных; б) правописание падежных окончаний прилагательных; в) проверяемые безударные гласные в корне слова; г) парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Возможен ли общий способ действия при решении орфографических задач по данным правилам?
5. Разработайте конспект урока знакомства с орфографическим правилом. При составлении конспекта необходимо:
1) Выявить сущность нового орфографического правила, обозначить комплекс фонетических, словообразовательных, грамматических знаний и умений, необходимых для его усвоения (на основе усвоенного учениками проблемного материала).
2) Подобрать языковой материал для организации наблюдений.
3) Выбрать эффективные приёмы постановки учебной задачи, знакомства с новым орфографическим правилом.
4) Обдумать процесс обучения применению правила.
5) Продумать возможности рационального использования наглядно-дидактического материала (схем, таблиц и т.п.).
6. Постройте урок обобщения правил, пользуясь предложенным планом и дидактическим материалом.
1) организация наблюдения над словами, записанными в столбик под диктовку с пропуском орфограмм.
2) Проведение рассуждения: чтобы вставить пропущенные буквы, надо применить правило: подобрать проверочное слово, такое, в котором «опасное» место стало бы безопасным для письма.
3) Уточните, каким должно быть проверочное слово для каждой из орфограмм.
4) Нахождение проверочных слов и повторное написание заданных слов без пропуска букв.
5) Вывод о том, что действовали при написании безударных гласных и «сомнительных» согласных одинаково: «опасное место» проверяли «безопасным».
Практическое занятие №3
Орфографические упражнения. Методика их проведения и критерии выбора
Назначение орфографических упражнений.
Характеристика упражнений и методика их проведения.
Система упражнений. Критерии их выбора.
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников