Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
1. Цели и задачи программы, ее отличительные особенности.
2. Принципы отбора текстового материала и построения курса литературного чтения.
3. Программное содержание.
4. Критерии литературного развития учащихся.
5. Учебные пособия для учащихся и методические материалы для учителя.
5.1. Методическая концепция оформления учебных книг.
5.2. Особенности отбора теоретического материала.
5.3. Методический аппарат учебников, характер вопросов и заданий.
5.4. Виды иллюстраций и их назначение.
Литература
1. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. М.: Дрофа, 2001.
2. Сосновская О.В. Литературное чтение в начальной школе // Начальная школа. 2003. №9. С.15.
I. М.В. Голованова и др. Родная речь (программа «Школы России»)
1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
2. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение в начальных классах// Начальная школа. 1993. №7. С.4.
4. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. О новом цикле учебников по чтению для начальной школы // Начальная школа. 1993. №7. С.15.
5. Горецкий В.Г., Голованова М.В. Распределение текстового материала учебника по чтению «Родная речь». 1999. №10. С.62.
II. Серия «Свободный ум» (программа «Школа 2100»)
1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. М.: «Баласс», 2001.
2. Программа по чтению / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Начальная школа. 1995 №12. С.4.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Новые книги для чтения из серии «Свободный ум» // Начальная школа. 1993. №7. С.21; 1997. №8.
4. Методические разработки уроков чтения по книгам серии «Свободный ум» для 1, 2, 3, 4 классов / Авт. О.В. Пронина, Э.В. Аркадьева. М., последнее издание.
III. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (программа «Школа XXI века»)
1. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение» для четырехлетней начальной школы // Начальная щкола. 2000. №8. С.20.
2. Беседы с учителем: Первый (второй класс) четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана Граф, 1999.
3. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Начальная школа XXI в.». М., 2001.
IV. В.А. Свиридова, Н.А. Чуракова. Литературное чтение (система Л.В. Занкова)
1. Программы общеобразовательных учреждений по системе Л.В. Занкова. Начальные классы. М., последнее издание.
2. Чуракова Н.А. О курсе «Литературное чтение» для 1 класса четырехлетней начальной школы // Начальная школа.2000. №9. С.9.
Методические рекомендации
Анализ вариативных программ и учебников следует организовать в составе одной из четырех творческих групп. Для этого изучить пояснительную записку программы по литературному чтению, выделить разделы программы, подготовить их краткую характеристику; познакомиться с информационно-методическими материалами или статьями в журнале «Начальная школа», методическими пособиями для учителя. При анализе учебников по чтению выделить страницы, на которые следует обратить внимание однокурсников.
Практическое занятие №3
Методика формирования компонентов навыка чтения
1. Работа над правильностью и беглостью чтения.
Виды и причины ошибок.
Приемы предупреждения и исправления ошибок.
Виды упражнений на развитие техники чтения.
Методика обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева.
2. Работа над сознательностью чтения.
3. Работа над выразительностью чтения.
4. Требования программы к навыкам чтения на разных годах обучения. Методика проверки сформированности навыка чтения.
Литература
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников