logo
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Методические указания

  1. Познакомьтесь с некоторыми определениями учителей на вопрос, что такое орфограмма, и решите, можно ли, опираясь на эти определения, научить детей правильно и достаточно полно находить орфограммы в тексте. Почему? Какое из определений содержит указание на признак орфограмм, но, во-первых, этот признак вторичен, а во-вторых, его использование на ранних этапах обучения малоэффективно?

Орфограмма – это место в слове, а) где возможна ошибка; б) где при письме возникает трудность; в) где требуется применение правила; г) где звук слышится неясно; д) где пишется не так, как слышится.

2. Сравните несколько определений понятия «орфограмма». Какой единый опознавательный признак в них указан?

а) Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определённому орфографическому правилу (Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. Я. Леканта).

б) Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух (П.С. Жедек);

в) Орфограмма – это случай письма, где при неизменном произношении возможен выбор букв (М.М. Разумовская).

  1. Выпишите из учебников русского языка определение понятия «орфограмма». Какой опознавательный признак в них указан?

Сравните списки орфограмм: объём, виды орфограмм.

Укажите основные приёмы графического выделения орфограмм [7].

  1. Подготовьте фрагмент урока «Знакомство с понятием «орфограмма» в 1 классе: а) наблюдение за звучащими словами;

б) выделение одинаковых звуков;

в) установление факта: одинаковые звуки могут обозначаться разными буквами;

г) формулирование вывода о том, что звуку в определённой позиции доверять нельзя;

д) уточнение позиции звуков, когда им при обозначении доверять нельзя.

Или проанализируйте соответствующие фрагменты уроков [см.: 6, 9].

2. По методическим пособиям для учителя к учебникам русского языка проанализируйте уроки знакомства с признаками орфограмм.

3. Выделяя из обилия орфографических упражнений те, которые направлены на развитие рассматриваемого умения, следует принять во внимание, что есть два типа таких заданий: на нахождение орфограмм в предъявленном тексте (списывание, фонетико-орфографический разбор) и в словах (тексте), заданных на слух (письмо «с дырками»);

4. Докажите, что основными условиями успешного формирования орфографической зоркости являются: 1) знание детьми признаков основных орфограмм; 2) развитое умение слышать звучащее слово; 3) систематическая целенаправленная тренировка в нахождении орфограмм, т.е. в постановке орфографических задач.

Практическое занятие №2

Организация работы над орфографическим правилом

  1. Виды орфографических правил, связи между отдельными правилами.

  2. Методика работы над орфографическим правилом.

Литература

    1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

    2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

    3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

    4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. 1999. №5-8.

    5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. М., 2002.

    6. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

    7. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996.