Методические указания
1. При изучении основной литературы обратить внимание на современные подходы к учету и контролю результативности обучения русскому языку.
2. Для иллюстрации ответа на второй вопрос изготовить наглядные пособия (не менее трех видов каждому студенту) и показать методику их использования в процессе проверки знаний, умений и навыков по русскому языку:
сигнальные карточки
блок-сигналы.
перфокарты, перфопапки разных видов
карточки для групповой работы
карточки с разноуровневыми заданиями для групповой работы
В творческих группах подготовить фрагменты уроков.
Задание для группы №1. Из сборника диктантов выбрать текст и подготовить фрагмент урока проведения контрольного диктанта по одной теме.
Задание для группы №2. Обдумать и проиллюстрировать организацию опроса по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». Продемонстрировать методику использования различных сигнальных карточек для устной проверки и карточек для письменной проверки знаний и умений.
Задание для группы №3. Обдумать и проиллюстрировать организацию проверки в парах сменного состава.
Задание для группы №4. Обдумать и проиллюстрировать организацию проверки с использованием разноуровневых карточек.
4. Законспектировать методическое письмо (см. литературу №1, 2).
Определите отличительные особенности современных подходов к оценке результативности обучения.
Укажите, в чем заключается гуманизация оценки результативности обучения русскому языку в начальных классах.
Проанализируйте методические рекомендации по организации контроля результативности обучения по программам «Школа 2100», «Школа XXI в.», системе Л.В. Занкова.
Методическая копилка
1. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе // Начальная школа. 1999. №8. С.93. или:
Контроль и оценка результативности обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999. №4. С.10-20 (законспектировать)
2. Наглядность:
а) сигнальные карточки
б) перфокарта или перфопапки общего типа
в) карточки для групповой работы
г) карточки с разноуровневыми заданиями для групповой работы
д) блок-сигналы или круг-сигналы.
3. Альбом, отражающий этапы работы над 1-2 словами с непроверяемыми написаниями (введение, толкование лексического значения слова, обнаружение орфограммы, этимологическая справка, однокоренные слова, задания на группировку, связь с изучением грамматического материала, игровые приёмы, использование в контексте).
4. Приёмы организации работы с орфографическим словарём, учебником.
5. Проблемные орфографические ситуации:
а) несколько точек зрения и вопрос «С кем ты согласен?»;
б) ложное утверждение;
в) ошибочное решение задачи, неправильный способ действий;
г) дидактический материал, не позволяющий успешно справиться с заданием без осознанного выполнения всех действий.
6. Памятка для работы над ошибками
1) Найди предполагаемую ошибку (если она не обозначена).
2) Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её.
3) Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была записана неправильно, пропусти.
4) Реши, на какое правило ошибка.
5) Выполни нужные действия и вставь букву.
7. Способы учительской правки орфографических ошибок.
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников