Основная литература
Грамматическое и антиграмматическое направления в истории методики обучения правописанию.
Принципы русской орфографии.
Что в системе правописании определяется правилами графики и что – правилами орфографии?
Что понимается в учебниках русского языка под орфограммой? Дайте перечень орфограмм, изучаемых в начальных классах (учебник – на выбор).
Как связаны между собой понятия «орфографический навык» и «орфографическое умение»? Какова сущность каждого из орфографических умений?
Перечислите фонетические и грамматические умения, необходимые для формирования орфографических.
Какое содержание вкладывается в понятие «орфографическая зоркость»? Каковы условия её формирования у младших школьников?
Раскройте смысл тезиса и сформулируйте вытекающие из него методические выводы: «Развитый фонематический слух является базой для формирования орфографической зоркости».
Какие из упражнений для развития орфографической зоркости позволяют решать только эту задачу, какие – носят комплексный характер?
Как способы объяснения материала варьируются в зависимости от специфики орфографического материала?
Почему нужно проводить сопоставление правил? Подтвердите ответ примерами.
Назовите виды упражнений, направленных на обучение применению правила. В чем их сущность?
Какова роль элементов этимологического анализа при обучении орфографии? Какие ещё методы и приёмы целесообразны в работе с непроверяемыми орфограммами?
Как вы представляете себе процесс самопроверки, осуществляемый при обучении третьеклассником? Покажите письменно на любом тексте.
В чем должна состоять система обучения младших школьников орфографическому самоконтролю?
Формированию какого умения служит упражнение на списывание со вставкой пропущенных букв? Охарактеризуйте другие виды списывания.
Перечислите все виды диктантов. В чем специфика каждого из них?
Какова роль сочинений и изложений в формировании орфографического навыка?
Назовите виды орфографических ошибок и дайте характеристику каждого из них. Укажите возможные причины неправильных написаний.
Какие приемы исправления ошибок учителем известны в методике?
Укажите распространенные приёмы учета орфографических ошибок учащихся.
Как вы понимаете содержание процесса предупреждения ошибок?
V. Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников