Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
Что следует понимать под орфограммой? Назовите общие опознавательные признаки орфограммы. Что значит распознать орфограмму?
Дайте характеристику важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе по такому плану:
1) Название орфограммы.
2) Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные).
3. Раскройте понятие «орфографическая зоркость» и приведите примеры упражнений, способствующих её развитию.
4. Докажите, что основными условиями формирования орфографической зоркости являются: 1) знание детьми основных признаков орфограмм; 2) развитое умение слышать звучащее слово; 4) систематическая целенаправленная тренировка в нахождении орфограмм, т.е. в постановке орфографических задач.
5. После обнаруживания орфограммы для решения орфографической задачи необходимо выяснить, в какой части слова она находится, а если орфограмма в окончании, то важно определить часть речи и необходимые грамматические признаки. Докажите справедливость тезиса.
6. Решение орфографической задачи после определения разновидностей орфограмм предполагает применение орфографического правила. Что вы понимаете под орфографическим правилом? Назовите виды правил, приведите примеры.
7. Назовите основные компоненты процесса работы над орфографическим правилом. При каких условиях изучение орфографического правила оказывается наиболее результативным?
8. Решение орфографической задачи – это выполнение действий на основе правила и способов проверки. На примере одной орфограммы покажите поэтапное решение орфографической задачи по алгоритму.
9. Успешное применение многих орфографических правил зависит от сформированности ряда грамматических умений. Проиллюстрируйте эту мысль примерами.
10. Назовите правила, сравнение и сопоставление которых способствует овладению учениками общими методами решения орфографической задачи.
11. По одной грамматико-орфографической теме подберите конкретные виды упражнений с учётом этапа работы над орфограммой.
1 этап – первоначальное закрепление навыка.
2 этап – узнавание орфограмм и применение правила на ограниченном материале.
3 этап – распознавание изученного правила среди других правил (орфограмм).
4 этап – начало автоматизации орфографического навыка.
5 этап – совершенствование орфографического навыка.
Что такое какография? Укажите её назначение, приведите примеры.
12. Перечислите действия, которые помогут ученику выполнить самопроверку. Как он может выразить сомнения в выборе буквы: а) в процессе письма, б) при последующей проверке написанного?
13. Что в системе правописания определяется правилами графики и что – правилами орфографии?
14. Определите характер ошибок, объясните их причины: землЕника, утЬуг, празник, решаИт, смотрЮт, пищЯ, потИнулись, семЙА, пАхоТка, кдому.
15.Сознательному исправлению ошибок помогают памятки. Покажите методику работы по исправлению орфографических ошибок по памятке.
16. Какие виды орфографических заданий можно использовать для проверки сформированности у учащихся орфографических умений?
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников