§ 5. Предупреждение неуспеваемости
Проблема предупреждения неуспеваемости по математике является одним из условий осуществления всеобщего среднего образования. Советская дидактика исходит из того, что любой здоровый ребенок в условиях общеобразовательной школы может овладеть знаниями, умениями, навыками, предусмотренными государственной программой по математике.
Основные проявления неуспеваемости учащихся по математике выражаются в следующем:
1. Наличие пробелов в фактических знаниях, что не позволяет ученику сформулировать определение понятия, теорему, существенные признаки понятий, их свойства и т. д.
2. Наличие пробелов в умении применить фактические знания на практике, при доказательстве теорем, решении задач.
3. Наличие пробелов в умениях и навыках вычислительного характера, умениях построения схем, выполнения графических работ, использования инструментов и т. д.
4. Недостаточный уровень развития самостоятельности, внимания, настойчивости, не позволяющий ученику приступить к работе или успешно довести свою работу до конца.
5.1. Меры по предупреждению неуспеваемости. Предупреждение неуспеваемости обусловливается системой организованной работы всего класса в целом и каждого ученика в отдельности на уроке и дома. Работу по предупреждению неуспеваемости учащихся по математике учитель строит, во-первых, на изучении и принятии мер предотвращения ошибок в овладении общеобразовательными знаниями и, во-вторых, на овладении типичными приемами самостоятельной деятельности.
Таким образом, важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала. В математике, как ни в каком другом предмете, все изучаемые вопросы находятся в тесной взаимосвязи. Так, невозможно изучение действий над рациональными числами без усвоения операций над натуральными числами. Изучение действий вычитания и сложения, умножения и деления также немыслимо без тесной взаимосвязи указанных вопросов.
Подготовительная работа к изучению нового материала (с целью предупреждения неуспеваемости) готовит учащихся к овладению материалом, облегчает восприятие нового теоретического материала или новых приемов решения примеров и задач.
В зависимости от цели урока учитель использует разные приемы для установления связи нового материала с ранее изученным. Так, опытные учителя используют постановку вопросов, самостоятельную работу с учебником, решение задач, сравнение понятий и т. д. В этих целях важное значение имеет сочетание на уроке общеклассной, групповой и индивидуальной работы.
При первоначальном применении учащимися нового материала у них могут возникнуть трудности. Чтобы предупредить возникновение ошибок при затруднении учеников на этом этапе, большую роль играют самостоятельные работы по образцу. Показ образца решения задачи, оформления ее записи, доказательства теоремы и т. д. может быть дан самим учителем или учеником, который уже усвоил новый материал и может выполнить работу. Образец для всех учащихся можно показать на доске. Образец решения задачи для отдельных учеников может быть дан на карточке.
Примеры карточек для учащихся.
Карточка А
1. Прочитайте в учебнике параграф «Решение линейных неравенств с одной переменной».
2. Запишите в тетрадь образец записи решения неравенства. Образец. Решение неравенства:
Ответ. (рис. 49).
3. Выполните задание по указанному образцу:
деятельность проходит на основе простого воспроизведения. Но такие упражнения необходимы, они способствуют формированию умения решать неравенства, что очень важно в дальнейшей работе при изучении этой темы.
Большое внимание следует уделять подбору специальных упражнений, предупреждающих возникновение затруднений. Так, при изучении темы «Степени с натуральным показателем» в VI классе опытные учителя знают типичные ошибки учеников:
Избежать возможные ошибки помогут следующие упражнения:
I. 1) Представьте в виде произведения степень: 2) Представьте в виде степени с основанием х:
Образец.
II. Сравните выражения:
III.Представьте в виде произведения и вычислите:
Попредупреждению затруднений учителя проводят дополнительные занятия, индивидуальные консультации, организуется товарищеская взаимопомощь.
Предупреждению неуспеваемости способствует своевременная помощь ученикам. Опытные учителя с этой целью ведут тетради учета знаний учащихся. Каждому ученику отводится страница, на которой отмечаются:
1) пробелы по отдельным темам;
2) мероприятия для ликвидации пробелов:
а) индивидуальные задания и сроки их выполнения,
б) отметка о посещении консультации;
3) результат работы ученика:
а) качество усвоения учебного материала,
б) что не выполнено.
При этом необходимо заметить, что оценки в этой тетради не ставятся, а отмечается продвижение знаний учащегося во время индивидуальной работы с ним. Такие записи стимулируют деятельность школьников. При этом необходимо и полезно подводить итоги работы учащихся. О результатах усвоения каждым учеником тех или иных разделов программы учитель судит по итогам проверочных работ. Результаты проведенных самостоятельных работ ориентируют учителя на повторение конкретного материала фронтально со всем классом и индивидуально с отдельными учениками.
Для предупреждения неуспеваемости по математике важна работа на закрепление материала. Для выработки определенных умений применения новых знаний на практике каждый ученик в силу индивидуальных особенностей выполняет необходимое ему количество тренировочных упражнений.
Так, после объяснения учителем правила умножения десятичных дробей и выполнения упражнений вида:
можно предложить ученикам для самостоятельной работы задание на заполнение таблицы:
При выполнении подобных тренировочных упражнений формируется навык умножения десятичных дробей, акцентируется внимание учащихся не на вычисления с натуральными числами, а на связь, существующую между выполнением действия над натуральными числами и десятичными дробями.
После выполнения учащимися работы и проверки ее результатов важно еще раз привлечь внимание к алгоритму выполнения действия умножения с десятичными дробями.
Вторым важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы. Так, например, если ученик допускает ошибки, но может самостоятельно разобраться с этим материалом, то учитель направляет этого ученика за справкой к объяснительному тексту учебника. Иногда учитель разъясняет часть материала, разбирая два-три упражнения на доске, а после того как становится ясно, что учащиеся могут справиться, можно приступать к организации тренировочных упражнений.
В практике обучения математике учителя предлагают для решения часто упражнения обязательные и необязательные, упражнения, которые содержат руководство к работе. Так, например, по организации работы с учебной литературой предлагаются такие задания-карточки:
1. Прочтите заглавие.
2. Прочтите текст. Знаете ли вы значение каждого слова? Если нет, то спросите (у учителя, у товарища).
3. Если в тексте есть задача с решением, разберите внимательно ее.
4. Придумайте аналогичную задачу.
5. Повторите формулировки определений новых понятий. Приведите примеры.
Таким образом, работа по предупреждению неуспеваемости по математике зависит от особенностей изучаемого конкретного материала. Продуманное учителем и методически правильно организованное изучение конкретных вопросов учебной программы по математике, привлечение каждого из учащихся к активному участию в работе, внимательное отношение к ученикам способствует более глубокому усвоению ими учебной программы по математике. Но в любых случаях необходимо создание благоприятной атмосферы в отношении к учащимся. Важно, чтобы организация работы способствовала развитию самостоятельности, положительного отношения к изучению математики, к учебе вообще.
Надо отметить, что проблема предупреждения неуспеваемости учащихся по математике очень серьезная и опытные учителя на практике находят эффективные пути ее" решения. Одним из условий успешной работы учителя математики является постоянное изучение уровня подготовленности самих учащихся, их интересов, изучение опыта работы передовых учителей.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература