6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
Особенностью жизни человека в современном социокультурном пространстве является его активное взаимодействие с различными социальными институтами, первым из которых для большинства является семья. Семья оказывает на ребенка воспитательное воздействие, но не в каждой семье достигаются социально приемлемые воспитательные результаты и происходит социализация ребенка в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами социально-культурной жизни. В связи с этим на учебно-воспитательные учреждения, входящие в систему государственной образовательной системы, возложены задачи педагогического просвещения родителей, формирование у них педагогической рефлексии и навыков воспитательного воздействия.
Социально-педагогическая поддержка семьи включает основные составляющие социально-педагогической помощи: диагностическую, образовательную, психологическую, посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из составляющих.
Диагностическая составляющая (пли информационно-аналитические формы общения педагога с семьей). Цель: выявление и изучение причин социально-педагогических проблем семьи. Социальным педагогом осуществляется сбор и анализ данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Реализация диагностической составляющей возможна посредством:
— составления генеалогического древа с целью определения проблем в психическом и физическом здоровье, социальных проблем, интересов, профессии, увлечений в семье и др.;
- осуществления психолого-педагогического исследования с целью выявления ценностных ориентации, социальных установок, целевых установок семьи (социометрия семьи, тесты "Моя семья", незаконченные предложения, микросочинения и др.);
- проведения анкетирования, бесед с родителями с целью определения особенностей межличностных отношений, проблем в общении родителей и детей;
— посещение семей с целью изучения культуры быта, личного пространства, наличия и состояния рабочего места ребенка, духовно-нравственной атмосферы и проблемы взаимоотношений в семье и т.д.
Образовательная составляющая (шли познавательные формы). Цель: формирование педагогической культуры родителей. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль принадлежит таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Они строятся на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценки партнера по общению. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: "КВН", "Поле чудес" и др., это можетбыть "Устный педагогический журнал", заседание "Клуба для родителей".
Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с семьей. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, "Круглые столы" и др.
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях воспитательно-образовательного учреждения и семьи. На родительских собраниях обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. В зависимости от целей, все собрания, проводимые в общеобразовательных учреждениях, можно классифицировать по видам и формам проведения:
а) виды родительских собраний:
- общие, которые проводятся 5 раз в год — решение организационных вопросов жизнедеятельности классного коллектива, планирование работы;
- дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) — исходя из запросов родителей и проблем воспитанников и их семей;
- собрания, периодичность которых определяется в экстренных случаях;
б) формы проведения собраний:
- директивные — консультативные;
- дискуссионные;
- семинары (тематические);
- клубные;
- творческие встречи и отчеты.
Обсуждение проблем ребенка в учении, в общении, здоровье и т.д. может проводиться только индивидуально или с группой родителей со схожими проблемами.
На родительских собраниях социальный педагог информирует о делах коллектива, ситуации в школе, выявляет ожидания и интересы родителей относительно школы, образования, проводит родительский лекторий о возрастных особенностях развития детей, обсуждает вопросы, связанные с взаимодействием с семьей по вопросу воспитания детей.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями, которые являются одной из доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность — активное участие и педагога, и родителей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться разными специалистами по общим и специальным вопросам.
Существуют "заочные" консультации, которые организуются по письменным запросам, родителям предоставляется возможность задавать вопросы анонимно, таким образом сохранить конфиденциальность своего обращения и получить квалифицированную помощь.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные формы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к воспитательному процессу. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогом.
Выделяют досуговые формы организации общения школы и семьи. Цель: установить неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относят проведение праздников и досугов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если педагоги уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Эффективным средством мотивации родителей к активному участию в совместной деятельности со школой в деле воспитания детей являются праздники только для родителей и учителей, например "Балы для родителей", целью которых является организация совместного культурного отдыха взрослых (педагогов и родителей), включающего литературный, музыкальный салоны, психологическую, художественную мастерские, дискотеку.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи.
В процессе реализации образовательной, психологической и посреднической составляющих социально-педагогической помощи специалист, осуществляющий работу с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы.
Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервент-ную и проблемно ориентированную модели взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. При этой модели работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, для того чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив семьи, подкрепляется документальными фактами.
Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Проблемно ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т. е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отцы) могут решить или хотя бы уменьшить их остроту самостоятельно.
Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с семьей (от 4 месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном подходе.
Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию — другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В условиях низкой мотивации обращения семей за социально-педагогической, психологической помощью применяется такая форма работы, как патронаж. Патронаж — одна из форм работы специалиста, работающего с семьей, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволит получить больше информации.
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с конкретной семьей.
Наряду с патронажем существуют консультационные беседы. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Также могут применяться групповые метОды работы с семьей — тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с семьями, имеющими детей с проблемами психического, физического, социального развития.
Образовательные тренинги направлены на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.
Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.
Средством привлечения родителей к активному участию в жизни коллектива могут быть такие формы работы, как "Родительские посиделки" или "Родительскиечаепития", проведение "Огоньков", в которых принимают участие и родители, и дети.
Эффективными формами содействия организации совместной деятельности семей и школы предусматривается создание родительских общественных объединений, семейных клубов (на базе образовательных учреждений, по месту жительства); формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми; проведение семейных праздников, поездок и экскурсий.
Решению задач сотрудничества образовательного учреждения и семьи успешно содействует родительский актив. На заседаниях с родительским активом обсуждаются вопросы планирования, организации и проведения классных дел, экскурсий, помощи проблемным детям и семьям.
Социальный педагог может предложить родительскому активу класса выбрать ответственных за работу по направлениям: "Здоровье", "Учение", "Досуг", "Семья", "Права" и осуществлять свою деятельность не только в ученическом коллективе, но и в комиссиях школы.
Комиссия "Здоровье" осуществляет свою работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников. В связи с этим проводит:
- проверку санитарно-гигиенических условий обучения учащихся в учебных помещениях, рекреациях школы, качества питания, обслуживания и соответствие санитарно-гигиеническим нормам в школьной столовой — 1 раз в неделю (по выбору) — общественно-административный контроль; составляет объективную справку о результатах проведенной проверки;
- мероприятия, направленные на развитие физического здоровья школьников (участие в походах, спортивных состязаниях как вместе с детьми, так и педагогов и родителей отдельно).
Комиссия "Учение" организуется с целью улучшения качества обученности учащихся и преподавания:
- посещает уроки педагогов школы, классных коллективов с целью выявления проблем школьников в учении;
- участвует в работе педагогических консилиумов, расширенных заседаниях административных советов, педагогических советов;
- проводит заседания согласительной комиссии по проблемам обучения школьника с его родителями, конфликтов между педагогами, учениками и их родителями;
- участвует в поощрении лучших школьников и педагогов ценными призами и подарками;
- помогает в приобретении методических пособий, литературы и т.д.
Комиссия "Досуг" создается с целью развития интересов и способностей школьников во внеурочное время. Родители привлекаются к участию:
- в общешкольных праздниках и мероприятиях;
- в поощрении и награждении победителей, лучших исполнителей;
- в организации походов и экскурсий, спортивных состязаний, познавательных поездок;
- в проведении клубов досуга, познавательных кружков и
т.д.;
- в проведении школьных дискотек и балов для школьников.
Правовая комиссия участвует в разрешении конфликтных ситуаций между учителем и учеником, между родителями и педагогом, между учащимися, возникающих в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
С целью взаимодействия школы и семьи в соответствии с положениями Закона об образовании РФ, Устава школы, федеральных, региональных и локальных актов, касающихся образования детей и подростков, создается Родительский комитет. Родительский комитет является общественной организацией родителей учащихся, представляет родительскую общественность школы, участвует в управлении школой в пределах своей компетенции. Родительский комитет школы формируется на конференции родительского актива из представителей, делегируемых от каждого класса, сроком на один год. От школы в состав родительского комитета входит директор. Из состава комитета выбирается председатель, который является членом педагогического совета, и секретарь.
Родительский комитет составляет план работы на учебный год в соответствии с задачами школы и согласовывает его с директором.
Под руководством членов родительского комитета школы могут создаваться постоянные и временные комиссии по отдельным разделам работы: осуществлению общего основного образования; педагогического всеобуча родителей; внеклассной и внешкольной воспитательной работе; хозяйственной работе и др.
Формы участия родителей в соуправлении в значительной степени зависят от воли и готовности к взаимодействию и сотрудничеству самих субъектов образовательных процессов: детей, педагогов, родителей.
Таким образом, семья имеет свои особенности, и социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена семьи являются общей проблемой для всей семьи; семья — система закрытая, не каждый может туда войти, даже социальный педагог; семья автономна в своей жизнедеятельности. Специалист по работе с семьей не решает за нее все проблемы, он активизирует ее на решение семейных проблем, добивается осознания возникшей проблемы, создает условия для ее успешного решения.
Социально-педагогическая поддержка — это система работы педагогического коллектива воспитательно-образовательного учреждения с семьей в целом и с каждым ее членом, включающая принципы, задачи, формы работы, нацеленная на активизацию и реализацию воспитательного потенциала семьи, содействие процессу социализации ребенка.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте сравнительную характеристику понятиям социально-педагогическая поддержка и социально-педагогическая поддержка семьи.
2. Раскройте направления работы социального педагога с семьей.
3. Сформулируйте цель взаимодействия социального педагога и родителей.
4. Назовите составляющие социально-педагогической помощи семье.
5. Охарактеризуйте каждую из составляющих социально-педагогической помощи семье по следующему плану: цель; сущность; формы взаимодействия школы и семьи.
6. Разработайте подробный план проведения одной из форм работы с родителями.
7. Воспитание в полной, неполной, однодетной и многодетной семьях.
8. Моральный климат семьи.
Задание для самостоятельной работы
Подготовьте сообщение об особенностях современного семейного воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Голофаст В. Социология семьи. Статьи разных лет. — СПб., 2006.
2. Доклад независимой группы экспертов, подготовленный по заказу представительства ООН в РФ "Демографическая политика России: от размышлений к действию" // Газета. — 2008. — 29 апр.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.
4. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М., 2004.
Дополнительная:
1..Абраменкова В.В. Эволюция семьи России и современное детство. — Режим доступа: http://semyarossii.ru/content/view/ 131/224
2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. — М., 2002.
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина России.—М., 1991.
4. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего факторв семьи // Вестник МГУ. — Сер. 1: Психология. — 1996. —№ 1. —С. 42-49.
5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. — М., 2003.
6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. — М., 2001.
7. ОщепковаА.П. Некоторые тенденции развития современной семьи. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2002. — № 11 (167). — С. 35.
8. Психология семейных отношений: Конспект лекций / Сост. С.А. Векилова. — М.; СПб., 2005.
9. Семья и дети в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 26-27 октября 2006 г. —М., 2006.
10. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. — М., 1997.
11. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М., 2003.
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога