logo search
Дошкольная педагогика

Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть сущность гуманности как нормы морали и личностного свойства, особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста, задачи, содержание, методы и формы педагогической работы детского сада и семьи по воспитанию гуманности у дошкольников.

2. Учиться анализировать материалы, отражающие результаты исследований и опыта детского сада.

Форма проведения занятия: семинарско-практическое.

Форма отчета: конспекты первоисточников, планы-конспекты ответа на вопросы, аннотации, учебно-творческое задание.

Задания для собеседования:

1. Дайте определение понятий: гуманность, доброжелательность, чуткость, альтруизм.

2. Укажите особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста.

3. Раскройте причины проявления жестокости у детей.

4. Дайте характеристику задач воспитания гуманности у дошкольников.

5. Раскройте содержание, методы и формы воспитания гуманности у дошкольников:

  1. в игровой деятельности (показать разные виды игр);

  2. в практической деятельности (показать разные виды практической деятельности).

6. Раскройте значение и методику использования художественной литературы как средство воспитания гуманности у дошкольников. Методы воспитания гуманности средствами художественной литературы.

7. Дайте характеристику метода этических бесед с дошкольниками.

Примечание1 :

По ходу занятия составляется карта «Педагогическая система воспитания гуманности у дошкольников» по схеме:

Задачи

Содержание

Средства

Методы

Формы

Условия

Методические рекомендации по подготовке к основной части занятия: ответы на вопросы теоретического характера (1-4) готовят все студенты. Вопросы, освещающие содержание, средства, методы и формы воспитания гуманности, готовятся по выбору студентов, но так, чтобы в группе были раскрыты все указанные первоисточники, а каждый студент представил материал по одному из видов деятельности (игра или практическая), по художественной литературе и методам воспитания.

Примечание 2.

Студенты в подгруппах (по 5-7 человек) выполняют учебно-творческие задания по теме занятия (по выбору).

Темы учебно-творческих заданий:

1. Сообщение для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме «Воспитание гуманности у малыша».

2. Консультация для педагогов по теме «Использование жизненных и специально созданных воспитывающих ситуаций в процессе воспитания основ гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

3. Презентация тематики и возможностей использования художественных произведений для дошкольников по проблеме воспитания гуманных чувств.

Литература

Основная

Анциферова А.А., Бондаренко А.К. Воспитание гуманных чувств / А. А. Анциферова // Воспитание детей в игре : пос. для воспит. дет. сада / под ред. С. Л. Новоселовой.– М., 1983.

Виноградова А.М. Воспитание сочувствия / А. М. Виноградова А. А. Анциферова // Воспитание детей в игре : пос. для воспит. дет. сада / под ред. С. Л. Новоселовой.– М., 1983.

Воробьева М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста / М. В. Воробьева // Дружные ребята. Программа воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников : пос. для воспит. ДОУ / М. В. Воробьева.– М., 2004.

Дополнительная

Улитко С.А. Формирование гуманистической направленности поведения у детей средней группы / С. А. Улитко // Программа воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников : пос. для воспит. ДОУ / С. А. Улитко.– М., 2001.

Эмоциональное развитие дошкольника / под. ред. А. Д. Кошелевой.– Просвещение, 1985.

Дополнительно рекомендуемая

Князева Л.П. Пути индивидуального подхода к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания доброжелательности к сверстникам / Л. П. Князева // Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста: сб. науч. тр. .– Пермь, 1983.

Кошелева А.Д. Особенности восприятия сверстника в ситуациях взаимодействия детей младшего дошкольного возраста / А. Д. Кошелева, Л. В. Пименова // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: сб. науч. тр. .– Пермь.– 1990.

Смирнова Н. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Н. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание.– 2001.– № 9.

Поддъяков Н.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения / Н. Н. Поддъяков // Дошкольное воспитание.– 2001.– № 12.