logo search
Дошкольная педагогика

Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников

Задачи изучения темы:

1. Дать характеристику концептуальных основ отечественной теории и практики сенсорного воспитания.

2. Раскрыть сущность сенсорного воспитания, его значение, цель и задачи и содержание, средства, методы, формы, условия.

Форма проведения занятия: собеседование. Обсуждение практического материала (игры, занятия и др.).

Форма отчета: планы ответов, описания игр, занятия и т.п. по сенсорному воспитанию, карта-конспект «Педагогическая система сенсорного воспитания дошкольников» по одному из видов деятельности (по выбору студентов).

Задания для собеседования:

1. Раскройте содержание понятия сенсорное воспитание.

2. Раскройте значение сенсорного воспитания.

3. Раскройте концептуальные основы теории и практики сенсорного воспитания в отечественных детских садах.

4. Укажите цель и задачи сенсорного воспитания.

5. Дайте характеристику содержания сенсорного воспитания детей-дошкольников.

6. Укажите и охарактеризуйте средства сенсорного воспитания.

7. Раскройте содержание и особенности использования методов сенсорного воспитания.

8. Дайте характеристику формам организации работы по сенсорному воспитанию детей.

9. Дайте характеристику условий сенсорного воспитания дошкольников.

Схема составления карты-конспекта «Педагогическая система сенсорного

воспитания дошкольников»:

Цель и

задачи

Содержание

Средства

Методы

Формы

Условия

Результат

Методические рекомендации: ответ на вопросы 1-4 готовят все студенты по учебному пособию, ответы на остальные вопросы готовятся по выбору студентов по одному из видов деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая и т.д.). В процессе подготовки к ответу для иллюстрации педагогического процесса сделать запись игры, или занятия, или прогулки и т.п., используя для этого рекомендованную литературу.

Примечание: во второй части занятия проводится «Мозговой штурм» по теме «Использование режимных моментов в педагогическом процессе для решения задач сенсорного воспитания детей дошкольного возраста».

Мозговой штурм – это форма активного обсуждения и продуцирования идей, обеспечивающих возможности эффективного решения какой-либо задачи.

Для проведения «мозгового штурма» студенты делятся на подгруппы (4-5), каждая из которых продумывает, обсуждает и презентует наиболее удачные идеи, обеспечивающие решение поставленной задачи (способы и возможности решения задач сенсорного воспитания детей в процессе умывания, одевания, раздевания, приема пищи, уборки игрушек, прогулки и.д.).

Предлагаемые идеи обсуждаются, анализируются всеми участниками занятия. На основе такого обсуждения делаются выводы об эффективности и целесообразности предложенных подгруппой студентов идей.

Литература

Основная

Болотина Л.Р. и др. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова.– М.: Академия, 2005.– С. 97-98.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– С. 144-152.

«Развитие». Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О. М. Дьяченко.– М.: Гном-Пресс, 1999. -младшая, средняя, старшая и подготовительная группы. Разделы «Сенсорное воспитание», «Ознакомление с пространственными представлениями».

Дополнительно рекомендуемая

Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. , Венгер Н.Б. – Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.– М.: Просвещение, 1988.

Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. пединститутов в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М.: Просвещение, 1988.– Ч.1.– С. 107-117.

Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников / К. Муханова А. Колядина // Дошкольное воспитание.– 1994.– № 4, 5.

Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина.– М.: Просвещение, 1979.– Гл. «Формирование словаря».

Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой.– М., 1982. (главы по выбору).