§ 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
Поставленная перед советской средней общеобразовательной школой задача политехнического образования решается совместными усилиями учителей всех предметов как в преподавании основ наук, так и на занятиях по труду, на производственной практике, в системе внеклассных занятий, общественно полезной работы учащихся.
В дисциплинах естественно-математического цикла политехнический принцип обучения осуществляется как при изучении явлений и законов природы, так и в ознакомлении учащихся с путями и формами применения этих законов в современном промышленном и сельскохозяйственном производстве. Осведомленность учащихся в научных основах современного производства создает базу для их последующей профессии, профессионально-технической подготовки.
Выполнение задачи политехнического образования предъявляет к изучению каждого из естественно-математических предметов следующие требования1:
«Достаточно широкий и педагогически оправданный показ возможностей и форм использования законов природы для нужд человеческой практики и производства.
Выбор такой последовательности и формы изложения учебного материала в каждом предмете, которые могут иметь наибольшую широту и возможности применения во всех областях человеческой деятельности.
Выбор методов обучения, максимально стимулирующих познавательную активность учащихся (методы обучения должны оцениваться по тому, как они вырабатывают у школьников умение соединять теоретические знания с практической деятельностью).
Оптимальный объем практических занятий.
Ознакомление учащихся на практике с простейшими приборами и инструментами и развитие начальных навыков работы с ними.
Согласованное с основным учебным материалом ознакомление учащихся с техникой и технологией производства ближайшего окружения школы и тех производств, на которых проходит их трудовая деятельность».
Изложенные требования показывают, что они относятся как к содержанию программы и учебников по каждому предмету, методам обучения, так и к организации всей учебно-воспитательной работы школы. В их реализации решающая роль принадлежит учителю.
Успех дела зависит от его осведомленности обо всем новом, что дает наука для современного производства, и педагогически продуманной системы внедрения предъявляемых общих требований в практику своей повседневной работы с учащимися.
Возрастающая роль науки в развитии современного производства оказывает постоянное воздействие на совершенствование политехнического образования. В содержании политехнической подготовки повышается объем общеобразовательных знаний, все большее значение приобретают межпредметные связи. Широкое проникновение математики в научное естествознание и производство вызывает необходимость более обстоятельного ознакомления учащихся с ее основными прикладными направлениями.
Важный для учителя математики материал по ознакомлению учащихся с прикладными аспектами математики приводится в книге А. Н. Тихонова и Д. П. Костомарова2.
Приведем перечень указанных ими основных направлений:
1. Математические модели. 2. Вычислительные алгоритмы. 3. Электронно-вычислительные машины. 4. Численные методы решения уравнений. 5. Задачи оптимизации. 6. Линейное программирование. 7. Определенный интеграл. Численное интегрирование. 8. Дифференциальные уравнения.
Из этого перечня видно, что в математических знаниях, которыми овладевают учащиеся, в применении знаний должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс математизации техники, экономики, внедрения электронно-вычислительных машин, открывающий новые возможности совершенствования производства, управления, повышения производительности труда.
В доступной для учащихся форме эти направления находят свое отражение при прохождении ряда разделов школьной программы, особенно при решении уравнений и задач, изучении функций.
Разумеется, не все из названных вопросов могут быть обстоятельно рассмотрены (или упомянуты) на общеобязательных учебных занятиях. Но в системе школьных факультативов, на внеклассных занятиях, в школах и классах с математической специализацией прикладная математика изучается с большей полнотой.
Приобретаемая учащимися при изучении математики и других предметов политехническая подготовка служит основой для проведения с ними профориентационной работы и работы по подготовке к предстоящей трудовой деятельности.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература