logo search
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 1. Принципы обучения как категории дидактики

Процесс обучения, являясь составной частью целостного педаго­гического процесса, в советской школе направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Обобщенный опыт обучения школьников основам науки показы­вает, что для обеспечения единого подхода к учащимся, к выбору средств и методов учебной работы учитель должен придерживаться положений, носящих в определенном смысле универсальный ха­рактер.

В связи с этим в советской дидактике разработаны принципы, которые рассматриваются как важнейшие требования к организации процесса обучения, его содержанию, формам и методам. Эти единые требования получили название дидактических принципов или прин­ципов обучения. Организация процесса обучения в соответствии с ди­дактическими принципами позволяет построить его на научной ос­нове.

Вместе с тем следует иметь в виду, что дидактические принципы, выражая определенные закономерности обучения и передовой опыт учебно-воспитательной деятельности школы, не являются раз и на­всегда установленными. Они постоянно углубляются и видоизменяются в соответствии с теми задачами, которые ставит перед школой обще­ство.

Таким образом, дидактические принципы- это основные направ­ляющие положения, возникающие в результате анализа научно-педа­гогических закономерностей и практического педагогического опыта. Они являются главным ориентиром в педагогической работе учителя.

Известные советские дидакты М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин в своих исследованиях показали, что принципы обу­чения, являясь категориями дидактики, характеризуют способы ис­пользования законов и закономерностей обучения в соответствии с це­лями воспитания и образования.

Дидактические принципы — это принципы деятельности, представ­ляющие собой наиболее общее нормативное знание о том, как надо строить, осуществлять и совершенствовать обучение и воспитание. Закономерности этой деятельности являются теоретической основой для выработки норм учебно-воспитательной работы учителя. Однако сами по себе они не содержат конкретных указаний для такой деятель­ности. Эти указания дают принципы. Таким образом, принципы обу­чения взаимообусловлены его закономерностями. Например, принцип проблемности в обучении вытекает из закономерности, установленной С. Л. Рубинштейном, состоящей в том, что мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.

Однако, кроме законов и закономерностей обучения в становле­нии принципов, учитываются и другие факторы, а именно: 1) цели, которые ставит общество перед обучением и воспитанием; 2) конкрет­ные условия, в которых осуществляется учебный процесс; 3) психоло­гические характеристики процесса учения; 4) существующие способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций.

Здесь следует заметить, что если речь идет не о дидактическом, а о методическом принципе, то в этом случае должна учитываться специфика конкретного учебного предмета и его функции в общем об­разовании.

Например, А. А. Столяр предлагает систему дидактических прин­ципов дополнить двумя принципами, характерными для обучения математике:

1) школьный курс математики должен отражать фундаментальные идеи и логику современной математики (в соответствии с уровнем мы­слительной деятельности учащихся);

2) процесс обучения математике должен строиться подобно про­цессу исследования в математике, он должен имитировать процесс творческого поиска в математике (в определенной мере, в какой это Допускает уровень мыслительной деятельности учащихся).

Первый принцип относится к построению содержания обучения математике и в определенной степени конкретизируетдидактический принцип научности. Второй принцип относится к построению процес­са обучения и конкретизирует дидактический принцип проблемности обучения.

В методической литературе по математике общепризнанной являет­ся следующая система дидактических принципов:

1. Принцип коммунистического воспитания в обучении мате­матике.

2. Принцип научности в обучении математике.

3. Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике.

4. Принцип систематичности и последовательности в обучении математике.

5. Принцип доступности в обучении математике.

6. Принцип наглядности в обучении математике.

7. Принцип индивидуального подхода к учащимся в обучении ма­тематике.

8. Принцип прочности знаний в обучении математике.