logo search
Дошкольная педагогика

Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду

Понятие педагогического процесса. Педагогический процесс дошкольного учреждения как фактор целенаправленного содействия развитию личности дошкольника. Функции и особенности педагогического процесса детского сада. Структура педагогического процесса как системы: компоненты педагогического процесса, их взаимосвязь. Целостность педагогического процесса в ДОУ как его сущностная характеристика. Принципы педагогического процесса ДОУ (единство решения задач развития, воспитания, обучения и образования ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, комфортность обстановки, взаимосвязь разных видов деятельности и т.д.). Психологические основы построения педагогического процесса в детском саду: отношение к ребенку как высшей ценности, взаимосвязь воспитания образования и обучения как условие целостности педагогического процесса и целостного развития личности, общение взрослого и ребенка как развивающееся взаимодействие равноправных субъектов, как сотрудничество. А. П. Усова об особенностях воспитательно-образовательного процесса детского сада. Концепция дошкольного воспитания (1985) о совершенствовании педагогического процесса ДОУ.

Гуманизация педагогического процесса в ДОУ: общение, ориентированное на личностное и индивидуальное своеобразие каждого ребенка, установление доверительных и партнерских отношений воспитателя с детьми, ориентация на создание условий для удовлетворения ребенком актуальных возрастных потребностей, удовлетворение потребности ребенка в психологическом и эмоциональном комфорте, насыщение педагогического процесса и предметной среды культурологическим содержанием, обеспечение оптимального сочетания организованной и самостоятельной деятельности детей, гибкость педагогического процесса, обеспечение каждому ребенку успешности и возможности разнообразных достижений, учет предпочтений, интересов ребенка, предоставление ему права выбора деятельности, формы е организации, содержания взаимодействия со сверстниками и т.д.

Цель педагогического процесса в ДОУ: сущность, социальная, природная детерминированность, содержание. Историческая ретроспектива содержания цели воспитания детей до школы (Я.А. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель,М.Монтессори, К.Д. Ушинский, К.Н. Вентцель, Н.К. Круаская и др). Цель воспитания в современной дошкольной педагогике. Основные направления реализации цели содействия развитию личности ребенка дошкольника: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социальное развитие.

Задачи педагогического процесса в ДОУ их связь с целью и обусловленность возрастными особенностями и возможностями развития ребенка-дошкольника.

Содержание образовательного процесса в ДОУ. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект): сущность, значение, структура, концептуальные основы, содержание. Образовательная программа для ДОУ как содержательная основа образовательного процесса. Виды образовательных программ для ДОУ (альтернативные – вариативные, общеразвивающие – парциальные, открытые – закрытые, федеральные – муниципальные и т.д.) Структура образовательной программы для ДОУ. Общие принципы отбора и структурирования содержания образования детей дошкольного возраста. История создания программы для ДОУ. Роль Н.К Крупской, А.В. Суворовцевой и др. а в подготовке первых программ для детских садов. «Руководство для воспитателя детского сада» (1938, 1946, 1953 г.г.) – значение и особенности этого программно-методического документа. «Создание единой программы воспитания детей первых 7-ми лет жизни» (1962). «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985). «Государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (проект). Примерная образовательная программа для ДОУ. Современные вариативные образовательные программы для ДОУ.

Принципы моделирования и организации целостного педагогического процесса детского сада. Инновации в педагогическом процессе детского сада: изменение отношения к детству, к ребенку, изменение взгляда на природу детского развития, модернизация содержания и методов дошкольного воспитания и образования, разработка новых технологий воспитания и обучения, поиск новых организационных форм и т.д.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: педагогический процесс, развивающее взаимодействие, сотрудничество субъектов педагогического процесса, инновация.