logo search
Дошкольная педагогика

Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста

Теоретические основы социального развития и воспитания. Сущность социального развития и воспитания. Значение воспитания в социальном развитии личности. Развитие теории и методики социально-нравственного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, А.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Ф.С. Левин – Щирина, В.Г. Нечаева и др.). Современные концепции нравственного воспитания и социального развития личности в педагогике (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. Кольберг, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Э.П. Эфроимсон и др.).

Методологические основы социального развития и нравственного воспитания личности: философское учение о морали, ее функциях, происхождении; концепции социализации личности; психологические теории развития личности (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, В.А. Петровский и др.); понимание процесса социального развития личности как процесса присвоения социально-нравственных ценностей общечеловеческой и национальной культуры общества, пути присвоение этого опыта; социально-психологические механизмы присвоения ребенком социальных (в том числе нравственных) ценностей; роль социальной среды в воспитании ребенка, признание ведущей роли воспитания в социально-нравственном развитии личности ребенка. Основные подходы к разработке методики нравственного воспитания детей до школы (нормативно-этический, на основе развития нравственной мотивации, на основе развития эмоциональной сферы, на основе развития самосознания). Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. (Божович Л.И., Неверович Я.З., Князева Л.П., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.А., Якобсон, Золотарева Е. и др.). Концепции приобщения дошкольника к социальной действительности, социального развития и воспитания ребенка (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко).

Основные направления социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: нравственное, патриотическое, правовое, половое воспитание, воспитание в духе толерантного и уважительного отношения к другим народам и культурам.

Принципы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогическая система нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении. Цель нравственного воспитания дошкольников – содействие становлению основ нравственного сознания, чувств, мотивов и поведения, нравственных свойств личности. Задачи нравственного воспитания: воспитание нравственных потребностей, мотивов; воспитание нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости; формирование нравственных представлений и элементарных понятий как эталонов поведения; формирование опыта нравственного поведения на основе выбора поступка; формирование нравственных оценок и самооценок. Развитие социальной ориентации как предпосылки решения вышеуказанных задач. Возрастные возможности и особенности нравственного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста; воспитание гуманности, коллективизма, культуры поведения и общения, дисциплинированности, ответственности, трудолюбия.

Задачи и содержание патриотического воспитания ребенка-дошкольника в ДОУ. Задачи и содержание процесса воспитания детей в духе мира и уважительного отношения к другим народам. Задачи и содержание правового воспитания дошкольника. Задачи и содержание полового воспитания детей дошкольного возраста. Задачи и содержание приобщения дошкольников к истории и культуре Отечества, половое воспитание детей дошкольного возраста. Современные комплексные и парциальные образовательные для ДОУ о социальном развитии и нравственном воспитании дошкольника («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад – дом радости», «Дружные ребята», «Программа социального развития дошкольника» и др.).

Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: общение с людьми, роль социальной группы в нравственном развитии дошкольника; общение с природой; произведения искусства и литературы; разнообразные виды деятельности – игровая, трудовая, учебно-познавательная и др., ознакомление с разными сторонами социальной действительности, использование средств народной педагогики.

Методика воспитания гуманных качеств, честности, правдивости. Роль чувств в воспитании у детей гуманного отношения к окружающим. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, заботливости, внимательности. Причины детской агрессивности и жестокости. Педагогические условия их предупреждения и преодоления. Неуверенность и застенчивость ребенка, их причины, условия преодоления. Воспитание нравственно-волевых качеств личности. Высвобождение ребенка от излишней опеки взрослых, предоставление ему самостоятельности. Формирование умения согласовывать «хочу» и «надо». Роль разных видов детской деятельности в воспитании нравственно-волевых качеств. Капризы и упрямство детей, их причины, сходство и отличия, педагогические условия предупреждения.

Воспитание дисциплинированности. Своеобразие дисциплинированности дошкольника. Правила поведения для детей разного возраста, их роль в нравственном воспитании. Особенности освоения дошкольниками правил поведения, условия приучения к их выполнению (развитие способности к внутреннему торможению, влияние авторитета взрослого на дисциплинированное поведение ребенка). Место наказания в воспитании у детей дисциплинированности.

Формирование начал коллективизма. Детские объединения и их значение в воспитании детей дошкольного возраста. Структура и мотивы детских объединений. Особенности развития детских объединений. Воспитание у детей организационных способностей и развитие у детей коллективистической направленности, стремления к взаимодействию со сверстниками умений. Совместная деятельность детей как средство формирования взаимоотношений, осознания себя членом детского общества. Понятие «положение ребенка в группе сверстников», значение в ощущении ребенком эмоционального комфорта в группе, в налаживании отношений со сверстниками. Условия формирования у детей опыта коллективных взаимоотношений. Формирование дружеских отношений детей. (Буре Р.С., Маркова Т.А., и др.)

Виды взаимопомощи детей. Роль педагога в создании взаимоотношений, основанных на взаимопомощи. Конфликты между детьми, их причины. Формирование опыта самостоятельного разрешения конфликтов (Л.А. Пеньевская).

Методика воспитания основ правосознания у детей дошкольного возраста. Конвенция о правах ребенка, особенности и направления ее реализации в ДОУ. Нормативная база правового воспитания детей и взрослых в РФ. Координация усилий ДОУ и семьи в реализации защиты и достоинства маленького ребенка: профилактическая работа по соблюдению прав ребенка в ДОУ; правовое образование воспитывающих взрослых и детей дошкольного возраста.

Методика воспитания у детей любви к Родине, симпатии и уважения к людям разных национальностей. Своеобразие проявления этих чувств у дошкольников. Задачи патриотического воспитания в детском саду. Исследования и передовой опыт воспитания у детей любви к Родине, родному народу, уважительного отношения к людям разных национальностей и рас (Е.И. Радина, А.П. Усова, Ф.С. Левин-Щирина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, М.И. Богомолова и др.). Современные проблемы патриотического воспитания детей. Необходимость единства и разумного соотношения национального и интернационального в воспитании детей. Воспитание дружелюбия, интереса к сверстникам разных рас и национальностей. Роль этнонациональной культуры в воспитании ребенка и пути приобщения к ней дошкольника.

Воспитание культуры поведения, общения и деятельности у детей дошкольного возраста. Связь внешней культуры с внутренней, с нравственными чувствами и сознанием. Навыки культурного поведения для разных возрастных групп, пути их формирования. Знакомство детей с элементарными правилами этикета.

Методика полового воспитания детей. Особенности психо-сексуального развития. Роль семьи и детского сада в половом воспитании дошкольника. Современные исследования в данной области. Пути и средства воспитания маскулинных и фемининных качеств у мальчиков и девочек.

Методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие метода социально-нравственного воспитания. Методы развития способности к социальной ориентации (способности видеть, понимать другого человека, предвидеть развитие ситуации, ее последствия). Методы воспитания нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости. Методы воспитания нравственных мотивов и потребностей. Методы воспитания опыта нравственного поведения. Методы формирования представлений и элементарных нравственных понятий. Методы формирования нравственных оценок и самооценок.

Формы организации работы по нравственному воспитанию дошкольников в детском саду: занятия на этические темы, прогулки и экскурсии, игры детей, коллективный общественно полезный труд, народные праздники.

Условия социального развития и воспитания в ДОУ: гуманизация отношений взрослых и детей в педагогическом процессе ДОУ; реализация модели личностно-ориентированного воспитания ребенка; коллективный образ жизни и сотрудничество в разнообразных видах деятельности; содержательная жизнь в детском саду и семьи; положительный пример окружающих людей; наличие программы воспитания; своевременная диагностика социального развития ребенка; учет возрастных и индивидуальных особенностей социального развития дошкольника; сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании ребенка; создание развивающей среды и др.

Методы диагностики уровня нравственного развития ребенка дошкольника. Межиндивидуальные различия в усвоении нравственных норм и правил детьми.

Пути индивидуализации и дифференциации педагогической работы с детьми в процессе нравственного воспитания.

Социальное развитие и нравственное воспитание дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия. Альтернативные подходы к решению задач нравственного воспитания детей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: нравственное воспитание, нравственное развитие, мораль, нравственность, этика, принципы морали, нормы морали, моральные правила, свойства личности, гуманность, коллективизм, дисциплинированность, ответственность, культура поведения, трудолюбие, патриотизм, интернационализм, метод нравственного воспитания, индивидуализация, дифференциация.