Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
Теоретические основы социального развития и воспитания. Сущность социального развития и воспитания. Значение воспитания в социальном развитии личности. Развитие теории и методики социально-нравственного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, А.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Ф.С. Левин – Щирина, В.Г. Нечаева и др.). Современные концепции нравственного воспитания и социального развития личности в педагогике (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. Кольберг, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Э.П. Эфроимсон и др.).
Методологические основы социального развития и нравственного воспитания личности: философское учение о морали, ее функциях, происхождении; концепции социализации личности; психологические теории развития личности (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, В.А. Петровский и др.); понимание процесса социального развития личности как процесса присвоения социально-нравственных ценностей общечеловеческой и национальной культуры общества, пути присвоение этого опыта; социально-психологические механизмы присвоения ребенком социальных (в том числе нравственных) ценностей; роль социальной среды в воспитании ребенка, признание ведущей роли воспитания в социально-нравственном развитии личности ребенка. Основные подходы к разработке методики нравственного воспитания детей до школы (нормативно-этический, на основе развития нравственной мотивации, на основе развития эмоциональной сферы, на основе развития самосознания). Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. (Божович Л.И., Неверович Я.З., Князева Л.П., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.А., Якобсон, Золотарева Е. и др.). Концепции приобщения дошкольника к социальной действительности, социального развития и воспитания ребенка (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко).
Основные направления социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: нравственное, патриотическое, правовое, половое воспитание, воспитание в духе толерантного и уважительного отношения к другим народам и культурам.
Принципы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогическая система нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении. Цель нравственного воспитания дошкольников – содействие становлению основ нравственного сознания, чувств, мотивов и поведения, нравственных свойств личности. Задачи нравственного воспитания: воспитание нравственных потребностей, мотивов; воспитание нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости; формирование нравственных представлений и элементарных понятий как эталонов поведения; формирование опыта нравственного поведения на основе выбора поступка; формирование нравственных оценок и самооценок. Развитие социальной ориентации как предпосылки решения вышеуказанных задач. Возрастные возможности и особенности нравственного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста; воспитание гуманности, коллективизма, культуры поведения и общения, дисциплинированности, ответственности, трудолюбия.
Задачи и содержание патриотического воспитания ребенка-дошкольника в ДОУ. Задачи и содержание процесса воспитания детей в духе мира и уважительного отношения к другим народам. Задачи и содержание правового воспитания дошкольника. Задачи и содержание полового воспитания детей дошкольного возраста. Задачи и содержание приобщения дошкольников к истории и культуре Отечества, половое воспитание детей дошкольного возраста. Современные комплексные и парциальные образовательные для ДОУ о социальном развитии и нравственном воспитании дошкольника («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад – дом радости», «Дружные ребята», «Программа социального развития дошкольника» и др.).
Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: общение с людьми, роль социальной группы в нравственном развитии дошкольника; общение с природой; произведения искусства и литературы; разнообразные виды деятельности – игровая, трудовая, учебно-познавательная и др., ознакомление с разными сторонами социальной действительности, использование средств народной педагогики.
Методика воспитания гуманных качеств, честности, правдивости. Роль чувств в воспитании у детей гуманного отношения к окружающим. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, заботливости, внимательности. Причины детской агрессивности и жестокости. Педагогические условия их предупреждения и преодоления. Неуверенность и застенчивость ребенка, их причины, условия преодоления. Воспитание нравственно-волевых качеств личности. Высвобождение ребенка от излишней опеки взрослых, предоставление ему самостоятельности. Формирование умения согласовывать «хочу» и «надо». Роль разных видов детской деятельности в воспитании нравственно-волевых качеств. Капризы и упрямство детей, их причины, сходство и отличия, педагогические условия предупреждения.
Воспитание дисциплинированности. Своеобразие дисциплинированности дошкольника. Правила поведения для детей разного возраста, их роль в нравственном воспитании. Особенности освоения дошкольниками правил поведения, условия приучения к их выполнению (развитие способности к внутреннему торможению, влияние авторитета взрослого на дисциплинированное поведение ребенка). Место наказания в воспитании у детей дисциплинированности.
Формирование начал коллективизма. Детские объединения и их значение в воспитании детей дошкольного возраста. Структура и мотивы детских объединений. Особенности развития детских объединений. Воспитание у детей организационных способностей и развитие у детей коллективистической направленности, стремления к взаимодействию со сверстниками умений. Совместная деятельность детей как средство формирования взаимоотношений, осознания себя членом детского общества. Понятие «положение ребенка в группе сверстников», значение в ощущении ребенком эмоционального комфорта в группе, в налаживании отношений со сверстниками. Условия формирования у детей опыта коллективных взаимоотношений. Формирование дружеских отношений детей. (Буре Р.С., Маркова Т.А., и др.)
Виды взаимопомощи детей. Роль педагога в создании взаимоотношений, основанных на взаимопомощи. Конфликты между детьми, их причины. Формирование опыта самостоятельного разрешения конфликтов (Л.А. Пеньевская).
Методика воспитания основ правосознания у детей дошкольного возраста. Конвенция о правах ребенка, особенности и направления ее реализации в ДОУ. Нормативная база правового воспитания детей и взрослых в РФ. Координация усилий ДОУ и семьи в реализации защиты и достоинства маленького ребенка: профилактическая работа по соблюдению прав ребенка в ДОУ; правовое образование воспитывающих взрослых и детей дошкольного возраста.
Методика воспитания у детей любви к Родине, симпатии и уважения к людям разных национальностей. Своеобразие проявления этих чувств у дошкольников. Задачи патриотического воспитания в детском саду. Исследования и передовой опыт воспитания у детей любви к Родине, родному народу, уважительного отношения к людям разных национальностей и рас (Е.И. Радина, А.П. Усова, Ф.С. Левин-Щирина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, М.И. Богомолова и др.). Современные проблемы патриотического воспитания детей. Необходимость единства и разумного соотношения национального и интернационального в воспитании детей. Воспитание дружелюбия, интереса к сверстникам разных рас и национальностей. Роль этнонациональной культуры в воспитании ребенка и пути приобщения к ней дошкольника.
Воспитание культуры поведения, общения и деятельности у детей дошкольного возраста. Связь внешней культуры с внутренней, с нравственными чувствами и сознанием. Навыки культурного поведения для разных возрастных групп, пути их формирования. Знакомство детей с элементарными правилами этикета.
Методика полового воспитания детей. Особенности психо-сексуального развития. Роль семьи и детского сада в половом воспитании дошкольника. Современные исследования в данной области. Пути и средства воспитания маскулинных и фемининных качеств у мальчиков и девочек.
Методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие метода социально-нравственного воспитания. Методы развития способности к социальной ориентации (способности видеть, понимать другого человека, предвидеть развитие ситуации, ее последствия). Методы воспитания нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости. Методы воспитания нравственных мотивов и потребностей. Методы воспитания опыта нравственного поведения. Методы формирования представлений и элементарных нравственных понятий. Методы формирования нравственных оценок и самооценок.
Формы организации работы по нравственному воспитанию дошкольников в детском саду: занятия на этические темы, прогулки и экскурсии, игры детей, коллективный общественно полезный труд, народные праздники.
Условия социального развития и воспитания в ДОУ: гуманизация отношений взрослых и детей в педагогическом процессе ДОУ; реализация модели личностно-ориентированного воспитания ребенка; коллективный образ жизни и сотрудничество в разнообразных видах деятельности; содержательная жизнь в детском саду и семьи; положительный пример окружающих людей; наличие программы воспитания; своевременная диагностика социального развития ребенка; учет возрастных и индивидуальных особенностей социального развития дошкольника; сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании ребенка; создание развивающей среды и др.
Методы диагностики уровня нравственного развития ребенка дошкольника. Межиндивидуальные различия в усвоении нравственных норм и правил детьми.
Пути индивидуализации и дифференциации педагогической работы с детьми в процессе нравственного воспитания.
Социальное развитие и нравственное воспитание дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия. Альтернативные подходы к решению задач нравственного воспитания детей.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: нравственное воспитание, нравственное развитие, мораль, нравственность, этика, принципы морали, нормы морали, моральные правила, свойства личности, гуманность, коллективизм, дисциплинированность, ответственность, культура поведения, трудолюбие, патриотизм, интернационализм, метод нравственного воспитания, индивидуализация, дифференциация.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11