Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
Теоретические основы физического воспитания. Сущность физического воспитания. Значение физического воспитания. Становление и развитие системы физического воспитания в отечественной педагогике и практике дошкольных учреждений (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая, Н.М. Щелованов, Е.Г. Гориневская, М.Ю. Кистяковская и др.).
Методологические основы физического воспитания: философское учение о человеке, закономерностях его развития; естественнонаучные основы (представление об организме человека как целом, представление об организме человека как системе, взаимосвязь организма с окружающей средой); теория управления движениями; понимание физического воспитания как системы; понимание физического развития ребенка как процесса саморазвития на основе усвоения общечеловеческой и национальной санитарно-гигиенической и двигательной культуры общества; признание ведущей роли воспитания в формировании здорового образа жизни и развитии физически совершенной личности.
Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях и в семье. Цель физического воспитания – воспитание физического и психического здоровья ребенка (в соответствии с ВОЗ). Задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные.
Содержание физического воспитания: приобщение к здоровому образу жизни на основе овладения ребенком санитарно-гигиенической, двигательной культурой общества и закаливания. Нормы и правила гигиены, культурно-гигиенического поведения и культуры жизненно важных движений. Современные образовательные программы о физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Средства физического воспитания. Гигиенические факторы: режим, его значение, научные основы организации; питание, научные основы его организации; гигиена обстановки, одежды, обуви; культурно-гигиенические навыки и привычки. Естественные силы природы: воздух, вода, солнце. Физические упражнения: массаж, подвижные игры, гимнастика (основная, гигиеническая, вспомогательная, спортивная), спортивные упражнения, туризм (пешеходные прогулки, экскурсии).
Методы физического воспитания. Наглядные, словесные, практические методы физического воспитания. Методы стимулирования и мотивации двигательной деятельности детей. Методы организации двигательной деятельности детей. Методы регулирования и контроля двигательной деятельности детей.
Формы организации и контроля по физическому воспитанию в детском саду: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурные минутки, физкультурные паузы, дни здоровья, пешеходные прогулки и экскурсии, самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Место самостоятельной двигательной деятельности ребенка в режиме дня.
Условия физического воспитания: благоприятный психологический микроклимат, создание развивающей среды, положительный пример взрослых, участие родителей в физическом воспитании детей, наличия программы, своевременная диагностика уровня физического развития детей, индивидуальный подход к детям, учет возрастных возможностей.
Методы диагностики уровня физического развития детей. Межиндивидуальные различия детей, пути индивидуального подхода к детям в процессе физического воспитания.
Физическое воспитание ребенка-дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия.
Альтернативные системы физического воспитания дошкольников в детском саду и семье.
Оздоровление дошкольников в дошкольном образовательном учреждении: цели, задачи, содержание, современные здоровьесберегающие технологии дошкольного образования. Проблемы валеологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство, физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, валеология.
Примечание: данная тема студентами ОЗО изучается самостоятельно.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11