logo search
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению

1. Цели и задачи программы, ее отличительные особенности.

2. Принципы отбора текстового материала и построения курса литературного чтения.

3. Программное содержание.

4. Критерии литературного развития учащихся.

5. Учебные пособия для учащихся и методические материалы для учителя.

5.1. Методическая концепция оформления учебных книг.

5.2. Особенности отбора теоретического материала.

5.3. Методический аппарат учебников, характер вопросов и заданий.

5.4. Виды иллюстраций и их назначение.

Литература

1. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. М.: Дрофа, 2001.

2. Сосновская О.В. Литературное чтение в начальной школе // Начальная школа. 2003. №9. С.15.

I. М.В. Голованова и др. Родная речь (программа «Школы России»)

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.

2. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение в начальных классах// Начальная школа. 1993. №7. С.4.

4. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. О новом цикле учебников по чтению для начальной школы // Начальная школа. 1993. №7. С.15.

5. Горецкий В.Г., Голованова М.В. Распределение текстового материала учебника по чтению «Родная речь». 1999. №10. С.62.

II. Серия «Свободный ум» (программа «Школа 2100»)

1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. М.: «Баласс», 2001.

2. Программа по чтению / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Начальная школа. 1995 №12. С.4.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Новые книги для чтения из серии «Свободный ум» // Начальная школа. 1993. №7. С.21; 1997. №8.

4. Методические разработки уроков чтения по книгам серии «Свободный ум» для 1, 2, 3, 4 классов / Авт. О.В. Пронина, Э.В. Аркадьева. М., последнее издание.

III. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (программа «Школа XXI века»)

1. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение» для четырехлетней начальной школы // Начальная щкола. 2000. №8. С.20.

2. Беседы с учителем: Первый (второй класс) четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана Граф, 1999.

3. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Начальная школа XXI в.». М., 2001.

IV. В.А. Свиридова, Н.А. Чуракова. Литературное чтение (система Л.В. Занкова)

1. Программы общеобразовательных учреждений по системе Л.В. Занкова. Начальные классы. М., последнее издание.

2. Чуракова Н.А. О курсе «Литературное чтение» для 1 класса четырехлетней начальной школы // Начальная школа.2000. №9. С.9.

Методические рекомендации

Анализ вариативных программ и учебников следует организовать в составе одной из четырех творческих групп. Для этого изучить пояснительную записку программы по литературному чтению, выделить разделы программы, подготовить их краткую характеристику; познакомиться с информационно-методическими материалами или статьями в журнале «Начальная школа», методическими пособиями для учителя. При анализе учебников по чтению выделить страницы, на которые следует обратить внимание однокурсников.

Практическое занятие №3

Методика формирования компонентов навыка чтения

1. Работа над правильностью и беглостью чтения.

    1. Виды и причины ошибок.

    2. Приемы предупреждения и исправления ошибок.

    3. Виды упражнений на развитие техники чтения.

    4. Методика обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева.

2. Работа над сознательностью чтения.

3. Работа над выразительностью чтения.

4. Требования программы к навыкам чтения на разных годах обучения. Методика проверки сформированности навыка чтения.

Литература