§ 2. Роль задач в процессе обучения математике
Каждая конкретная учебная математическая задача предназначается для достижения чаще всего не одной, а нескольких педагогических, дидактических, учебных целей. И эти цели характеризуются как содержанием задачи, так и назначением, которое придает задаче учитель. Дидактические цели, которые ставит перед той или иной задачей учитель, определяют роль задач в обучении математике. В зависимости от содержания задачи и дидактических целей ее применения из всех ролей, которые отводятся конкретной задаче, можно выделить ее ведущую роль.
2.1. Обучающая роль математических задач. Обучающую роль математические задачи выполняют при формировании у учащихся системы знаний, умений и навыков по математике и ее конкретным дисциплинам. Следует выделить несколько видов задач по их обучающей роли.
1) Задачи для усвоения математических понятий. Известно, что формирование математических понятий хорошо проходит при условии тщательной и кропотливой работы над понятиями, их определениями и свойствами. Чтобы овладеть понятием, недостаточно выучить его определение, необходимо разобраться в смысле каждого слова в определении, четко знать свойства изучаемого понятия. Такое знание достигается прежде всего при решении задач и выполнении упражнений. Так, для усвоения понятий логарифма большую пользу принесут упражнения в переходе от записей с показательными функциями и их значениями к записям в логарифмической форме, и наоборот, в решении простейших логарифмических уравнений, содержащих переменное как под знаком логарифма, так и в его основании, в формировании определения логарифма для конкретного заданного числа при конкретном же заданном основании, в применении тождества
Весьма полезны и такие задачи:
1. Является ли корректным определение: «Показатель степени, удовлетворяющий равенствуназывается логарифмом числа b по основанию а»? Поясните свой ответ.
2. Проанализируйте следующую формулировку: «Логарифмом данного числа по данному основанию является показатель степени». Как уточнить эту формулировку, чтобы она явилась определением логарифма?
2) Задачи для овладения математической символикой. Одной из целей обучения математике является овладение математическим языком и, следовательно, математической символикой. Простейшая символика вводится еще в начальной школе и в IV—V классах (знаки действий, равенства и неравенства, скобки, знаки угла и его величины, параллельности и т. д.). Правильному употреблению изучаемых символов надо обучать, раскрывая при решении задач их роль и назначение. Приведенные далее задачи способствуют пониманию роли скобок и учат их верному употреблению.
3. Прочитайте записанные выражения, вычислите их значения, укажите роль скобок. В каких из выражений скобки не изменяют порядка действий:
4. Вычислите, поясните порядок действий и роль скобок:
Существенное значение в овладении изучаемой символикой имеет правильное ее применение при записи решений задач. Учитель должен внимательно следить за грамотным применением математических символов в записях. Нельзя признать правильными такие, например, записи: «р < 2 на 3», «Докажем-ность прямых а и Ь» и др. Следовало бы записать в первом случае: «р меньше, чем 2, на 3» или «2 — р —- 3», или «р + 3 = 2», или «2 — 3 = р», а во втором: «Докажем, что
3) Задачи для обучения доказательствам. Обучение доказательствам — одна из важнейших целей обучения математике.
Простейшими задачами, с решения которых практически начинается обучение доказательствам, являются задачи-вопросы и элементарные задачи на исследование. Решение таких задач заключается в отыскании ответа на вопрос и доказательстве его истинности.
Задачи-вопросы обычно требуют для своего решения (доказательства истинности ответа) установления одной импликации, единого логического шага от данных к доказываемому. Доказательстве же при решении более сложной задачи или доказательство теоремы представляет собой цепочку шагов-импликаций.
Целью решения задач- вопросов является и осознание, уточнение и конкретизация изучаемых понятий и связей между ними. Задачи-вопросы необходимы также для усвоения учащимися вводимой символики и используемого языка. Примеры задач-вопросов:
5. х > у. Обязательно ли
6. Могут ли две биссектрисы треугольника быть перпендикулярными? А две высоты?
Существенную роль в обучении доказательствам играют упражнения в заполнении пропущенных слов, символов и их сочетаний в тексте готового доказательства. Аналогичные упражнения довольно часто применяются при изучении русского языка, на уроках же математики они встречаются редко, в учебниках и задачниках их нет вовсе. Начинать надо с достаточно простых задач. Например:
7. Докажите, что длина гипотенузы прямоугольного треугольника больше длины его катета.
Рассмотрим прямоугольный у которого АС и ... —его катеты, ... — гипотенуза (рис. 26). Точка С является ... точки В на ...,так как ВС ... С А. По теореме о перпендикуляре и ... ВС ... ... АВ.
Аналогично, точка... является ... точкиА на прямую ВС, так как.......Поэтому......(на основании теоремы ...). Задачи на доказательство должны предлагаться при изучении всех математических дисциплин и практически могут решаться во всех ее разделах.
В курсе математики IV—V классов доказательства практически не проводятся, но могут быть предложены простейшие задачи-вопросы, а для отдельных учащихся и задачи на доказательство. Примеры:
8. ПустьВерно ли, что
9. Исходя из правил умножения рациональных чисел и выполнимости переместительного закона умножения для положительных чисел, докажите, что переместительный закон умножения верен для произведения любых двух рациональных чисел.
В курсе алгебры VI—VIII классов часто применяются задачи на доказательство тождеств и неравенств, на доказательство некоторых свойств функций и т. д. Примеры:
Ю. Докажите, что если истинно равенство
то является истинным и равенство Сформулируйте и
докажите обратное предложение.
В курсе геометрии VI—VIII классов практикуются задачи на доказательство по готовым чертежам, которые тоже служат обучению доказательствам. Например:
11.1) Да но: Доказать: AD = DC (рис. 27).
2) Д а н о: AD = DC. Доказать: АВ = ВС.
Предлагаются задачи на доказательство геометрических тождеств и неравенств и, конечно, задачи на доказательство — внепрограммные теоремы. Немало задач на доказательство решают учащиеся
при изучении стереометрии.
В курсе математики IX—X классов задачи на доказательство следовало бы решать при изучении всех его разделов. Примеры:
12. Докажите, что среди рациональных чисел не существует такого, квадрат которого равен: 1) 3; 2) 5; 3) 6; 4) 7; 5) 101.
13.Докажите, что и являются первообразными функции f(х)=sin 2х и что Ф (х)= F (х)+ + 1.
4) Задачи для формирования математических умений и навыков (см. далее, § 3.4).
5) Обучающую роль играют и задачи, предваряющие изучение новых математических фактов, концентрирующие внимание учащихся на вновь изучаемых идеях, понятиях и методах математики, задачи, с помощью которых вводятся новые понятия и методы, задачи, создающие проблемную ситуацию с целью приобретения учащимися новых знаний. Здесь же следует рассмотреть и задачи, с помощью которых подготавливается сложное для учащихся доказательство теоремы.
Созданию проблемной ситуации для введения и изучения способов решения квадратных уравнений послужит задача, приводящая к такому уравнению. Например:
14. Теплоход прошел по течению реки 48 км и вернулся обратно, затратив на весь путь 5 ч. Скорость течения реки 4 км/ч. Вычислите собственную скорость теплохода.
Если обозначить собственную скорость теплохода v км/ч, то для решения задачи можно составить уравнение которое сводится к квадратному уравнению
Так возникает проблема изучения способов решения квадратных уравнений.
К изучению показательной функции можно подойти при решении следующей задачи:
15. Вычислите стоимость оборудования по истечении 4-летней эксплуатации, если первоначальная стоимость 10 000 р., а ежегодное уменьшение стоимости (амортизация) составляет 5%.
Решение задачи приводит к формуле
(1)
и при заданном значении
Формула (1) задает показательную функцию. Решение задачи служит хорошей мотивировкой к детальному изучению показательной функции.
Полезно вспомнить, что решение конкретных задач (например, о мгновенной скорости, о касательной, о плотности стержня) приводит к понятию производной, а задачи о площади криволинейной трапеции, о работе переменной силы, действующей вдоль прямой, — к понятию интеграла.
Для подготовки к изучению более или менее сложных теорем, играющих серьезную роль в курсе математики, могут быть предложены задачи, приводящие к формулировке теоремы, задачи на доказательство одного из промежуточных фактов в доказательстве теоремы и т. д. Так, перед доказательством теоремы Фалеса иногда полезно решить задачу:
16. Д а н о: АВ = ВС, Доказать:
(рис. 28).
Решение этой задачи облегчит семиклассникам доказательство Довольно сложной для них теоремы Фалеса.
2.2. Развитие мышления учащихся при решении математических задач.
1). Мыслительные умения, восприятие и память при решении задач. Решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомые, решаемую задачу с решенными ранее, выявляя скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный эксперимент; синтезировать, отбирая полезную для решения задачи информацию, систематизируя ее; кратко и четко, в виде текста, символически, графически и т. д. оформлять свои мысли; объективно оценивать полученные при решении задачи результаты, обобщать или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации. Сказанное говорит о необходимости учитывать при обучении решению математических задач современные достижения психологической науки.
Исследованиями советских психологов установлено, что уже восприятие задачи различно у различных учащихся данного класса. Способный к математике ученик воспринимает и единичные элементы задачи, и комплексы ее взаимосвязанных элементов, и роль каждого элемента в комплексе. Средний ученик воспринимает лишь отдельные элементы задачи. Поэтому при обучении решению задач необходимо специально анализировать с учащимися связь и отношения элементов задачи. Так облегчится выбор приемов переработки условия задачи. При решении задач часто приходится обращаться к памяти. Индивидуальная память способного к математике ученика сохраняет не всю информацию, а преимущественно «обобщенные и свернутые структуры». Сохранение такой информации не загружает мозг избыточной информацией, а запоминаемую позволяет дольше хранить и легче использовать. Обучение обобщениям при решении задач развивает, таким образом, не только мышление, но и память, формирует «обобщенные ассоциации». При непосредственном решении математических задач и обучении их решению необходимо все это учитывать. 2) Обучение мышлению. Эффективность математических задач и упражнений в значительной мере зависит от степени творческой активности учеников при их решении.
Собственно, одно из основных назначений задач и упражнений и заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников на уроке.
Математические задачи должны прежде всего будить мысль учеников, заставлять ее работать, развиваться, совершенствоваться. Говоря об активизации мышления учеников, нельзя забывать, что при решении математических задач учащиеся не только выполняют
построения, преобразования и запоминают формулировки, но и обучаются четкому мышлению, умению рассуждать, сопоставлять и противопоставлять факты, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения.
Правильно организованное обучение решению задач приучает к полноценной аргументации со ссылкой в соответствующих случаях на аксиомы, введенные определения и ранее доказанные теоремы. С целью приучения к достаточно полной и точной аргументации полезно время от времени предлагать учащимся записывать решение задач в два столбца: слева — утверждения, выкладки, вычисления, справа — аргументы, т. е. предложения, подтверждающие правильность высказанных утверждений, выполняемых выкладок и вычислений.
Пример 1. Решите уравнение
Пример 2. Докажите, что в равнобедренной трапеции углы при основании равны.
Дано: и АВ =CD. Доказать:
Разумеется, нет необходимости так записывать решение каждой задачи, допустима и устная аргументация.
Взрослому человеку как в повседневной жизни, так и в профессиональном труде для принятия правильных решений исключительно важно уметь рассматривать все возможные случаи создавшейся ситуации. Это надо разъяснять и школьникам. Важно такое умение и при изучении математики, в противном случае неизбежны ошибки. Умение же предусмотреть все возможные варианты некоторой ситуации свидетельствует о развитости мышления рассматривающего эту ситуацию.
Пример 3. Постройте квадрат: а) по двум данным вершинам; б) по серединам двух противоположных сторон; в) по серединам двух прилежащих сторон; г) по центру и точке на одной из сторон.
При решении этих задач ученики обязаны проводить рассуждения, рассматривая различные варианты расположения заданных точек. Так, построение квадрата по двум его вершинам зависит от того, смежные или противоположные это вершины. По заданным же центру и точке на одной из сторон квадрата (если это не вершина квадрата) построить конкретный квадрат можно бесконечно многими способами. Решая такие задачи, ученики и учатся рассматривать все возможные варианты заданной в задаче ситуации, т. е. приучаются к «полноте дизъюнкции».
При решении задач нередко приходится классифицировать те или иные объекты. Неполная классификация часто приводит к тому, что при решении задачи какой-либо вариант заданной ситуации остается за пределами внимания решающего задачу. Избежать неполной классификации помогают задачи в отыскании таких ошибок.
Пример 4. Укажите ошибку в следующем «доказательстве» и устраните ее. Если— иррациональное число.
Пусть— несократимая дробь (в противном случае ее можно сократить и получить несократимую дробь), значит,
И пусть Тогда что невозможно, так как левая часть равенства есть натуральное число, а правая — несократимая дробь (как квадрат несократимой дроби). Значит,—
число иррациональное.
Ошибка в данном случае — следствие неполноты классификации и дизъюнкции: не рассмотрен вариантУже при п = 4 имеем Доказано фактически предложение
«Если— иррациональное число».
Умение рассуждать включает в себя и умение оценивать истинность или ложность высказываний, правильно составлять сложные высказывания и суждения, т. е. логически правильно употреблять союзы «и», «или», отрицание «не». Обучение верному применению этих связок помогает воспитанию у учащихся математически грамотной речи, а мышление, как известно, связано с языком, речью человека.
Пример 5. Верны или неверны следующие формулировки:
1) Число 4 удовлетворяет неравенству х < 8 и неравенству х > 2,5. 2) Не все простые числа нечетные. 3) Число 0,5 удовлетворяет неравенству: а) х < 0,5; б) х < 0,5; в) л;>0,5; г) х >0,5?
Полезно научить школьников верно формулировать отрицания тех или иных предложений. Такое умение особенно важно при решении задач сведением к противоречию.
Существенно для развития математического мышления учащихся формирование умений правильно выделять посылки и заключения. Такие умения формируются обычно при решении задач на доказательство. На первых же порах необходимы упражнения в расчленении некоторых предложений на посылки и заключения.
Пример 6. Выделите в следующих предложениях условие и заключение: 1) «Сумма двух четных чисел — четное число»; 2) «Вертикальные углы равны»; 3) «Произведение любых трех последовательных натуральных чисел делится на 6»; 4) «Расстояние между центрами двух касающихся окружностей равно сумме длин радиусов этих окружностей».
Отсюда прямой путь к верному построению импликаций и эквиваленций, т. е. к правильным, четким формулировкам математических предложений.
3) Задачи, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Эффективность учебной деятельности по развитию мышления во многом зависит от степени творческой активности учащихся при решении математических задач. Следовательно, необходимы математические задачи и упражнения, которые бы активизировали мыслительную деятельность школьников. А. Ф. Эсаулов [26] подразделяет задачи на следующие виды: задачи, рассчитанные на воспроизведение (при их решении опираются на память и внимание); задачи, решение которых приводит к новой, неизвестной до этого мысли, идее; творческие задачи. Активизирует и развивает мышление учащихся решение задач двух последних видов. Рассмотрим некоторые из них.
а) Задачи и упражнения, включающие элементы исследования. Простейшие исследования при решении задач следует предлагать уже с первых уроков алгебры и геометрии и даже на уроках математики в IV—V классах. Например:
1. Существуют ли числа, обратные самим себе? Сколько таких чисел? Назовите их.
2.При каких значениях а и b верны: а) равенства б) неравенства
3. Установите вид треугольника (классифицируя по углам), если один из его внутренних углов: 1) равен сумме двух других; 2) больше ее; 3) меньше ее.
В последующих классах следует предлагать не только задачи с элементами исследований, но и задачи, включающие исследование в качестве обязательной составной части. Такие исследования необходимо включаются в решение многих геометрических задач на построение (как в планиметрии, так и в стереометрии), уравнений и неравенств (особенно тригонометрических, показательных и логарифмических с параметрами) и др. Задачи и упражнения с выполнением некоторых исследований могут найти свое место во всех разделах школьного курса математики, например при изучении действительных чисел в IX классе.
4. Все десятичные приближения по недостатку к действительному числуначиная с некоторого, совпадают. Рациональным или иррациональным является число
И конечно же, исследования находят широкое применение при изучении функций и их свойств в курсе алгебры и начал анализа.
б) Задачи на доказательство (см. 3).) доказывают существенное влияние на развитие мышления учащихся. Именно при выполнении доказательств оттачивается логическое мышление учеников, разрабатываются логические схемы решения задач, возникает потребность учащихся в обосновании математических фактов.
в) Задачи и упражнения в отыскании ошибок также играют значительную роль в развитии математического мышления учащихся. Такие задачи приучают обращать внимание на особо тонкие места в логических рассуждениях, помогают различать во многом сходные понятия, приучают к точности суждений и математической строгости и т. д. Первые упражнения в отысканий ошибок должны быть несложными, например:
5. Ученик выполнил сокращение дроби так: перечеркнул в числителеа в знаменателе _у, написав надбукву у затем перечеркнул — 4 и 2, записав над — 4 число — 2.
Правильно ли выполнено сокращение? Объясните.
Задачи в отыскании ошибок следует постепенно усложнять. К числу таких задач относится и отыскание ошибок, допущенных в известных математических софизмах. Разбор софизмов прививает навыки правильного мышления. Обнаружить ошибку в софизме —значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает от ее повторения в других рассуждениях. Разбор софизмов развивает наблюдательность, вдумчивое и критическое отношение к изучаемому, воспитывает у учащихся критичность мышления. Математические софизмы приучают тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записей и чертежей при решении задач, за допустимостью обобщений и т. д. К тому же разбор софизмов увлекателен. Примеры софизмов:
6.Имеем верное числовое равенство 16 — 36 = 25 — 45, отсюда
или
. В чем заключается ошибка?
7. На сторонах АВ и ВС треугольника ABC как на диаметрах построим полуокружности (рис. 30), пересекающиеся со стороной АС в точках Е и D., т. е.
Через точку В проходят два перпендикуляра к прямой АС.
В чем заключается ошибка?
Другие софизмы можно найти в литературе для учащихся, например в [15].
г) Занимательные задачи. Интерес к математике должен быть следствием прежде всего увлекательности самой математики, ее логического построения, практических применений. Но на уроках математики нужны хотя и несложные, но занимательные, требующие смекалки и сообразительности задачи и упражнения, которые оживили бы уроки. Особенно полезны занимательные задачи на уроках математики в восьмилетней школе.
8. Как с помощью одного знака неравенства записать, что число а больше —2, но меньше 2?
9. Даны точки А и В. Как с помощью циркуля и линейки провести через эти точки прямую, если линейка короче расстояния между ними?
Много занимательных задач в уже указанной книге Ф. Ф. Нагибина и Е. С. Канина [15], в книге Б. А. Кордемского [12].
д) Отыскание различных вариантов решения и выбор лучшего из них.
Психологи установили, что решение одной задачи несколькими способами приносит больше пользы, чем решение подряд нескольких стереотипных задач. Рассмотрение учеником различных вариантов решения, умение выбрать из них наиболее рациональные, простые, изящные свидетельствуют об умении ученика мыслить, рассуждать, проводить правильные умозаключения. Различные варианты решения одной задачи дают возможность ученику применять весь арсенал его математических знаний. Таким образом, рассмотрение различных вариантов решения задачи воспитывает у учащихся гибкость мышления. Поиск рационального варианта решения лишь на первых порах требует дополнительных затрат времени на решение задачи. В дальнейшем эти затраты с лихвой окупаются.
10. Задачу, рассмотренную в примере 2 (с. 155), можно решать различными способами. Так, можно доказать, что диагонали равнобедренной трапеции равны, а затем рассматривать(по трем сторонам) (рис. 31). Можно опустить на AD перпендикуляры BF и СЕ, доказать, что BF = СЕ иНо приведенное в примере 2 решение более просто, рационально.
11. При решении системы уравнений
можно привести уравнения к общему знаменателю, а затем решать систему уравнений второго порядка, т. е. следовать общему алгоритму решения таких систем. Однако наблюдательный ученик заметит, что при вычитании первого уравнения из второгоисключаются, а из полученного уравнения легко (практически устно) находится значение v. Ясно, что второй способ изящней и короче первого.
Надо отметить, что рациональные приемы решения не появляются сами, по одному только желанию. Рациональным способам решений надо обучать. Один из путей обучения и есть решение задач несколькими способами, выбор лучшего из них.
Вообще же полезно хотя бы знакомить учащихся с различными подходами к решению наиболее распространенных задач. Приведем пример.
Один из заключительных уроков геометрии в VIII классе учитель начал с простейшей задачи: разделить данный отрезок пополам. К огорчению учителя и учеников, обнаружилось, что полный набор чертежных инструментов имеют только 6 человек, а у некоторых учеников вообще не оказалось никакого инструмента. Тогда учитель предложил каждому решить задачу, применяя тот инструмент, который у него имеется, а тем, у кого не было инструмента, использовать
прямой угол из плотной бумаги (тетрадный лист сложили по осям симметрии в 4 слоя) или его половину — угол в 45°.
В результате на уроке были рассмотрены 8 вариантов решения с помощью: а) циркуля и линейки; б) прямого угла; в) двусторонней линейки; г) чертежных угольников; д) угла величиной 45°; е) угла в 30°; ж) острого угла и односторонней линейки; з) транспортира и односторонней линейки. Польза такого обсуждения задачи несомненна, е) Составление задач учащимися. Сознательное изучение математики и развитие мышления учащихся стимулируется самостоятельным составлением (конструированием) математических задач. При этом, во-первых, воспитывается самостоятельность (школьники оперируют изученными и изучаемыми объектами и фактами математики, т. е. рассматривают и оценивают свойства, различия и характерные особенности этих объектов); во-вторых, развивается творческая мыслительная активность учеников.
Конструирование задач учениками заставляет их использовать больший объем информации, применять рассуждения, обратные применяемым при обычном решении задач. Следовательно, при составлении задачи ученик применяет логические средства, отличные от тех, с помощью которых решаются обычные задачи, открывает новые связи между математическими объектами. Это развивает их мышление. При изучении первых понятий алгебры (например, действий с рациональными числами) следует предлагать учащимся составлять вычислительные упражнения, в которых бы для упрощения вычислений применялись законы действий, особенно дистрибутивный. Учащиеся должны свободно оперировать законами действий.
Очень полезны упражнения в составлении уравнений по заданным их корням, систем уравнений по данным решениям, задач по заданным уравнениям или их системам.
Составление задач по заданным уравнениям полезно хотя бы потому, что задачи эти бывают разнообразны по фабуле, а это убеждает в общности математических методов.
Следует предостеречь учителя от чрезмерного увлечения конструированием задач. Нет необходимости доводить конструирование задач до навыка, поэтому не нужно предлагать ученикам трафареты для составления математических объектов и задач. Всякий трафарет, шаблон в конструировании губит главное, ради чего эти упражнения вводятся: творческую мысль ученика.
2.3. Воспитательная роль математических задач. Процесс обучения теснейшим образом связан с воспитанием учащихся. В советской школе обучение не мыслится в отрыве от воспитания. Обучая решению математических задач, учитель математики в то же время воспитывает учащихся, формирует у них качества, присущие советскому общественному строю.
Но воспитательное воздействие на учащихся оказывают и сами математические задачи. В п. 1.4 говорилось о воспитательном воздействии фабулы, сюжета задачи. Воспитанию советского патриотизма существенно помогает решение задач, составленных по материалам наших пятилетних планов, сводок и сообщений ЦСУ СССР о выполнении планов развития народного хозяйства. Такие задачи может составлять и учитель математики.
Возбуждению и развитию интереса к изучению математики способствует решение задач, предваряющих изучение новых математических сведений, создающих проблемную ситуацию (см. 2.1). Но интерес к математике поддерживается и с помощью решения увлекательных и занимательных задач, старинных задач и т. д., так что и в проявлении интереса учащихся к математике, в воспитании увлеченных математикой учеников не последнюю роль играют математические
задачи.
Правильно организованное решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, особенно при самостоятельном решении задач. При решении задач формируются некоторые навыки умственного труда учащихся: усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Решение трудных задач требует от учащихся проявления настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей. При этом воспитывается и развивается чувство долга и ответственности учащегося за приобретение математических знаний, умений и навыков. Решения задач учащиеся записывают в тетради, учитель показывает различные формы записей решения, воспитывая тем самым у ' учащихся аккуратность. Поиск рационального пути решения приучает к аккуратности и лаконичности записей в тетрадях по математике. Этому способствует и по возможности точное выполнение чертежей с помощью различных чертежных инструментов.
Решение математических задач у учащихся воспитывает особый математический стиль мышления. По А. Я- Хинчину [24], такой стиль характеризуется соблюдением формально-логической схемы рассуждений (построение импликаций при доказательстве с использованием правил вывода, соблюдение схемы «анализ—построение — доказательство — исследование» при решении геометрических задач на построение и т. д.), лаконичным выражением мыслей как в словах, так и в записях (чему в немалой степени способствует применение математической символики), четким расчленением хода мышления (уже начиная с решения арифметических задач «по действиям»), точностью применяемой символики. Такой стиль мышления также приучает к аккуратности.
Большую роль играют математические задачи в осуществлении политехнического воспитания. С помощью задач, решаемых на уроках математики, учащиеся знакомятся с ролью математики в других науках. Но нельзя забывать и значение других наук для математики. Задачи других наук, приводящие к новым математическим понятиям, приемам и методам решения, тоже имеют немаловажное значение для политехнического воспитания учащихся.
Политехническому воспитанию способствуют практические задачи, например, такие:
1. Арка моста имеет форму дуги параболы (рис. 32). Высота арки 2 м, а длина стягивающей ее хорды 24 м. Арка имеет 5 вертикальных стоек, укрепленных в точках хорды и делящих эту хорду на части равной длины. Вычислите длины стоек.
2. На прямолинейной железной дороге надо построить платформу для остановки поездов так, чтобы сумма расстояний от платформы до двух населенных пунктов А и В была наименьшей. Решите задачу с помощью циркуля и линейки.
Математические задачи имеют значение и в воспитании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» писал: «...математика переменных величин, самый значительный отдел, который составляет исчисление бесконечно малых, есть по своей сущности не что иное, как применение диалектики к математическим отношениям». Таким образом, в воспитании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся положительную роль играют некоторые задачи начал анализа, приложений начал анализа в геометрии, физике, астрономии. Задачи о радиоактивном распаде вещества, о росте населения страны приводят к дифференциальному уравнению показательного роста или убывания у'= ky. Это уравнение, являющееся математической моделью явления, схематизирует его. Поэтому модель дает правильные результаты лишь в некоторых пределах, в частности при решении задачи о росте населения лишь при большой численности населения и не слишком малых промежутках времени. За этими пределами, пишет в [81 А. Н. Колмогоров, «...математическая модель теряет реальный смысл и при ее бездумном применении приводит к ошибочным или бессмысленным результатам». В [8] рассматривается и более простой пример о движении подброшенного вверх мяча. В вопросах взаимоотношений «теории и действительности, математической модели и реального мира, — пишет А. Н. Колмогоров, — проявляется глубокая диалектическая взаимосвязь теории и практики». Учитель должен подчеркивать, что математические модели решаемых задач, модели действительности дают нам возможность получать вполне реальное знание о самой действительности, если действовать в пределах применимости модели.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература