logo search
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Литература

Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательными учреждениями // Начальная школа. 2002. №5. С.3.

Русская азбука / Сост. В.Г. Горецкий и др. М., 1999.

1. Научно-методические основы комплекта «Школа России» // Начальная школа. 2002. №7. С.3

2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М., 1996.

Эльконин Д.Б. и др. Букварь М., 1992.

1. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. М., 1993.

2. Цукерман Г.А. Азбучные истины развивающего обучения // Начальная школа. 1991. №4.

3. О букваре, авт. Д.Б. Эльконин и др. // Начальная школа. 1994. №7 (или: Вестник образования. 1994. №5-6).

4. Проблемы школьного учебника. Вып.18. М., 1988. С.50-82.

Нечаева Н.В. и др. Букварь (Азбука). В 3-х частях. Самара, 1994 (2003).

1. Нечаева Н.В. Учебно-методический комплект для обучения грамоте по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. 1994. №7. С.19 (или: Вестник образования. 1994. №5-6).

2. Нечаева Н.В. Обучение грамоте в четырёхлетней начальной школе // Начальная школа. 200. №9. С.3.

3. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. М., 1998.

Л.Е. Журова и др. Грамота. М., 2000.

1. Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы / Под ред Н.Ф. Виноградовой. М., 1998.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Моя любимая азбука. М., 1998.

1. Информационно-методическое письмо о новом учебнике по обучению грамоте для трёхлетней и четырёхлетней начальной школы / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина // Начальная школа. 1997. №8. С.3.

2. Информационно-методическое письмо о новом учебнике по русскому языку «Первые уроки» для 1 класса четырёхлетней начальной школы / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Начальная школа. 2000. №8.

3. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под ред. Е.В. Бунеевой. М., 2002.

Полякова Э.И. Букварь. В 2-х ч. Сыктывкар.

1. Полякова Э.И. Уроки обучения грамоте: Пособие для учителя. Сыктывкар, 2001.

Методические указания

Анализ учебников по обучению грамоте позволит обобщить знания о разных системах обучения, полученные по разделу «Методика обучения грамоте». Работу предлагается вести по указанному выше плану. Для 631 группы является обязательным анализ учебника Э.И. Поляковой для школ Республики Коми.

Лабораторное занятие №1

Урок чтения на подготовительном этапе обучения грамоте

Задания: 1. Проанализируйте содержание подготовительного этапа обучения грамоте по учебным пособиям для первоклассников.

2. Познакомьтесь с разработками уроков к данному этапу обучения по методическим пособиям для учителя.

3. Посетите урок чтения, оформите стенограмму урока по следующей схеме:

Этапы урока, задачи

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Замечания

Проанализируйте урок по плану:

  1. Тема, цели и задачи урока.

  2. Структура урока, основные этапы, их соответствие программе, типу урока, цели.

  3. Анализ каждого этапа урока с точки зрения:

  1. Оборудование урока.

  2. Результаты урока, реальное выполнение его целей и задач.

  3. Оценивание учителем работы учащихся на уроке.

  4. Особенности педагогического мастерства учителя.

Лабораторное занятие №2

Урок чтения (письма) на основном этапе обучения грамоте

  1. Изучение учебно-методической литературы.

  2. Посещение урока чтения (письма) и его протоколирование.

  3. Методический анализ урока.

Схема анализа урока

1. Тема, цель и задачи урока.

2. Тип урока. Последовательность, логичность, взаимообусловленность структурных элементов урока.

3. Организация учителем работы, направленной на развитие фонематического слуха, усвоение детьми звуков и букв, соотношение звуков и букв.

4. Содержание работы по формированию навыка чтения:

– приёмы обучения позиционному чтению;

– приёмы организации чтения слов в столбиках и их эффективность;

– подготовка учащихся к чтению текста;

– эффективность приёмов работы с текстом;

– место и содержание работы над отдельными компонентами навыка чтения;

– обучение учащихся чтению про себя.

5. Содержание работы по формированию графических навыков и усвоению элементов каллиграфии:

– приёмы показа образца;

– предупреждение возможных ошибок;

– работа над элементами каллиграфии;

– организация самооценки и самоконтроля.

6. Подготовка учащихся к усвоению грамматики и орфографии

7. Место работы по развитию речи.

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и уровня их подготовленности к обучению грамоте:

9. Приёмы организации учебной деятельности.

10. Лингвистическая грамотность отбора языкового материала, употребления терминологии, формулировки вопросов и заданий.

11. Оборудование урока.

12. Результаты урока, реальное выполнение его целей и задач.

13. Оценивание учителем работы учащихся на уроке.

14. Особенности педагогического мастерства учителя.