§ 1. Предмет методики преподавания математики
Методика преподавания математики — наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп. В своих исследованиях и выводах она опирается на марксистско-ленинскую философию, педагогику, психологию, математику и обобщенный практический опыт работы учителей математики.
Согласно общим целям обучения перед методикой преподавания математики стоят следующие основные задачи:
1. Определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы.
2. Разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей.
3. Рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.
Короче говоря, методика математики1 призвана дать ответы на следующие три вопроса:
1. Зачем надо учить математике?
2. Что надо изучать?
3. Как надо обучать математике?
Содержание методики математики составляют вопросы ее общих теоретических основ (общая методика математики) и вопросы изучения отдельных разделов, тем курса (частная, или специальная, методика математики).
Методика преподавания математики оформилась как самостоятельная наука во второй половине XIX в. Основным предметом ее исследований в то время стали вопросы обучения математике детей младшего школьного возраста, что было вызвано возникшими в обществе потребностями достаточно широкого развития школьного начального образования. Вопросы методики обучения математике детей среднего и старшего школьного возраста стали предметом активных методических исследований в последние годы XIX столетия и приобрели широкое развитие только в последующие десятилетия.
Из методического наследия отечественной методики математики назовем лишь наиболее важное.
Первыми в нашей стране научными исследованиями по методике преподавания математики, получившими свое продолжение, были труды члена Петербургской Академии наук Семена Емельяновича Гурьева (1760—1813). В разработанном им проекте реформы преподавания математики в Морском кадетском корпусе С. Е. Гурьев впервые ставил (и решал) ряд вопросов общей методики.
Ценный вклад в формирование методики преподавания математики внес Николай Иванович Лобачевский (1792—1856). Свои общие методические взгляды он сформулировал в предисловии к изданной в 1834 г. книге «Алгебра или вычисление конечных». «... В постепенном развитии понятий и в уменье не допускать, чтобы одно изучение на память общих правил и механические вычисления заменяли суждения, заключается искусство преподавания и успех его», — писал Н. И. Лобачевский.
Значительную роль в преодолении характерных для первой половины и середины XIX в. догматических методов преподавания математики в начальной школе сыграла методическая деятельность Ильи Николаевича Ульянова (1831 — 1886) и Льва Николаевича Толстого (1828—1910). И. Н. Ульянов стремился освободить преподавание математики в начальной школе от механического заучивания. Л. Н. Толстой не только написал оригинальный учебник арифметики, но впервые в отечественной практике организовал сравнительный эксперимент по изучению в начальной школе арифметики старым и предлагаемым в его учебнике новым способами. Однако объективное подведение итогов эксперимента было сорвано из-за развязанной реакционными клерикальными кругами травли великого писателя, завершившейся его отлучением от церкви.
До наших дней не потеряли своего значения методические труды Александра Ивановича Гольденберга (1837—1902), особенно его книги «Методика начальной арифметики» и «Беседы по счислению».
Крупнейшими методистами-математиками, начавшими свою деятельность в дореволюционной России, но труды которых получили заслуженное признание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, были Семен Ильич Шохор- Троцкий (1853—1923), разработавший «Метод целесообразных задач»1, и Константин Феофанович Лебединцев (1878—1925), обосновавший «конкретно-индуктивный метод» преподавания алгебры2.
Лучшие из созданных в дореволюционное время учебных пособий по математике получили должное признание и использовались в течение многих лет в советской школе. Наибольший успех имели книги «Арифметика», «Элементарная алгебра», «Элементарная геометрия», написанные Андреем Петровичем Киселевым (1852—1940), ставшие в 1934—1955 гг. (после их переработки) стабильными школьными учебниками.
Многие возникающие в методике математики проблемы находят свое разрешение только после многолетних поисков. Это объясняется их сложностью, взаимосвязью особенностей процесса обучения математике с исследованиями по школьной психологии, дидактике, укрепившимися в опыте преподавания математики традициями, которые во многом имеют глубокую связь с историей науки.
В методике преподавания математики, в практике обучения предмету находят свое отражение особенности многовековой истории развития математики от глубокой древности до наших дней. Выделяют четыре основных периода развития математики3:
1. Период зарождения математики, который характеризуется накоплением первоначальных фактов.
2. Период элементарной математики. Начало этого периода положили математики Древней Греции (VI—V вв. до н. э.).
3. Период создания математики переменных величин (XVII—XVIII вв.).
4. Современный период (XIX—XX вв.).
Учителю математики необходимо ознакомиться с книгами по истории математики, в которых дается интересный фактический материал. Это позволяет не только лучше понять богатую историю возникновения и развития учебного предмета, но и выбрать для сообщения школьникам поучительные примеры напряженной, часто героической борьбы за научное мировоззрение против религиозного догматизма и метафизических представлений. Не менее интересной и необходимой для глубокого понимания методических закономерностей является и история развития методики преподавания математики. Наиболее важными в отечественной истории этой науки являются следующие периоды:
1. Период движения за реформу математического образования в конце XIX — начале XX в. В отечественной методике этот период нашел свое наиболее яркое отражение в материалах I и II Всероссийских съездов преподавателей математики (1912, 1914 гг.).
2. Период становления и формирования методики преподавания математики в советской единой трудовой политехнической школе (1917—1932 гг.).
В эти годы были разработаны основанные на ленинских идеях принципы советской дидактики, найдены построенные на этих принципах подходы к решению методических проблем.
3. Период современной реформы математического образования, вызванный требованиями научно-технической революции, возрастающей ролью математики и школьного математического образования в современных условиях, задачами подготовки подрастающего поколения к активной трудовой деятельности в развитом социалистическом обществе.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература