logo search
Иванов А

5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение соци­альных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблему в центр внимания социологов, социальных работников, социальных психологов, медиков, работников пра­воохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирую­щие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рас­смотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаменталь­ных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Девиантное поведение — это система поступков, отклоня­ющихся от общепринятой или подразумеваемой норм психичес­кого здоровья, права, культуры или морали.

Девиантное поведение подразделяется на две большие ка­тегории.

1. Поведение, отличное от норм психического здоровья,

подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно мож­но отнести к третьей зоне характеров, т. е. астеников, шизои­дов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акценту­ированными характерами, которые тоже страдают пси­хическими отклонениями, но в пределах нормы.

2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со­циальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда та­кие поступки сравнительно незначительны, их называют пра­вонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) по­ведении. Делинквентность обычно начинается со школьных про­гулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встреча­ются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызыва­ющее поведение в общественных местах. К этому могут присое­диниться "домашние кражи" небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовер­шеннолетних. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Во-первых, сказываются внутренние трудности переход­ного возраста, начиная с психогормональных процессов и кон­чая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков. В-тре­тьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действу­ют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и само­контроль, еще не сложились или не окрепли.

Подростковая делинквентность в подавляющем большин­стве имеет чисто социальные причины — недостатки воспита­ния. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом, реже с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потря­сения, влекущие за собой безотцовщину и лишающие семейной опеки.

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуа­ций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Появление социаль­но неодобряемых форм поведения говорит о состоянии, называ­емом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообраз­ны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими от­ ношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным не­повиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими раз­личными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоци­альному поведению.

Отклонения от социальных норм включают отклонения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социаль­но-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремле­нием материальной, денежной, имущественной выгоды (хище­ния, кражи, спекуляция, протекция и т. д.). Среди несовершен­нолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных, уголовно наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморальных проявлений.

Социальные отклонения агрессивной ориентациипроявля­ются в действиях, направленных против личности (оскорбле­ние, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как из­насилование и убийство).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклоне­нии от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бро­дяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсичес­ких средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассив­ной позиции — самоубийство, суицид.

Девиантное поведение как по содержанию, по целевой направ­ленности, так и по степени общественной опасности может прояв­ляться в различных социальных отклонениях, начиная с наруше­ний норм морали, незначительных правопроступков и заканчивая тяжкими преступлениями. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне. К нарушению соци­альных норм и развитию асоциального поведения ведет деформа­ция ценностных ориентации и ценностно-нормативных представ­лений, т. е. деформация системы внутренней регуляции поведения.

Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять так называемый докриминогенный уровень, когда индивид еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил общения, правил поведения в обществен­ных местах, в уклонении от общественно полезной деятельности, в эпизодическом употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, нарушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой обще­ственной опасности.

Социальные отклонения, которые выражаются в преступ­ных, уголовно наказуемых действиях, когда индивид становит­ся субъектом преступления, которое рассматривается след­ственными и судебными органами, представляют более серьез­ную общественную опасность и относятся к криминогенным пре­ступным проявлениям.

Подростковый и юношеский возрастные периоды входят в группу повышенного риска, так как для них характерны:

а) внутренние трудности переходного периода, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции;

б) пограничность и неопределенность социального положе­ния подростков и молодежи;

в) противоречия, обусловленные изменением механизма социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании старшим, уже не дей­ствуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательную дис­циплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Выделяя функции социального педагога (диагностическую, прогностическую, посредническую, коррекционно-реабилитаци­онную, охранно-защитную, предупредительно-профилактичес­кую, эвристическую), М.А. Галагузова, М.Н. Костикова показали, что они могут быть реализованы социальным педагогом социаль­но-педагогического или образовательного учреждения посред­ством оказания человеку различных видов помощи: социально-информационной, социально-правовой, социально-реабилитаци­онной, социально-бытовой, социально-экономической, медико-со­циальной, социально-психологической, социально-педагогической.

С учетом особенностей работы социального педагога в общеобразовательной школе нами конкретизировано содержа­ние видов социально-педагогической поддержки.

Социально-информационная поддержка — обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социаль­ной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности соци­альных служб и спектра оказываемых ими услуг.

Социально-правовая поддержка — соблюдение прав, содей­ствие в реализации правовых гарантий подростков, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским и другим вопросам.

Социально-реабилитационная поддержка — содействие подросткам, родителям в оказании реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по вос­становлению их психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.

Социально-бытовая поддержка — содействие подросткам, проживающим в семьях группы риска, в улучшении бытовых условий.

Социально-экономическая поддержка — содействие под­росткам в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи и материальной поддержке.

Медико-социальная помощь — профилактика алкоголиз­ма, наркомании и других социально-негативных проявлений в подростковой среде, медико-социальный патронаж подростков из семей группы риска.

Социально-психологическая помощь — содействие подро­сткам в создании благоприятного микроклимата в семье, бли­жайшем окружении, в устранении негативных влияний соци­альной среды, затруднений во взаимоотношениях с окружаю­щими, в профессиональном и личностном самоопределении.

Социально-педагогическая помощь состоит в создании под­росткам условий для преодоления и предупреждения конфлик­тных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, сверстни­ками, учителями, в сопровождении подростков в семьях груп­пы риска.

В деятельности социального педагога в условиях образова­тельного учреждения И.А. Маврина выделяет функцию моде­лирования, консультативную функцию и функцию вспомоще­ствования. Функция моделирования осуществляется через уча­стие социального педагога в разработке новых образовательно-воспитательных систем. Консультативная функция обусловле­на необходимостью проведения консультаций для детей груп­пы риска и взрослых по различным педагогическим проблемам, вопросам разрешения конфликтных ситуаций, материальной и иных форм помощи. Функция вспомоществования направлена на оказание своевременной социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам (в том числе и попавшим в сложную жизненную ситуацию) и их родителям, а также педа­гогам и лицам, вовлеченным в педагогический процесс.

Функция социально-педагогической поддержки воспитан­никам как самостоятельный вид деятельности социального пе­дагога представлена в классификации П.А. Шептенко, Г.А. Во­рониной. Она взаимосвязана с другими функциями социально­го педагога (аналитико-диагностической, прогностической, орга­низационно-коммуникативной, охранно-защитной, психотера­певтической, социально-профилактической, коррекционной, координационно-организационной, реабилитационной, воспита­тельной) и направлена на оказание квалифицированной соци­ально-психолого-педагогической помощи ребенку в саморазви­тии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самооргани­зации, самореабилитации, самореализации. Реализуя эту фун­кцию, социальный педагог:

- устанавливает доверительные отношения с воспитанником;

- предупреждает и разрешает конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;

- прогнозирует сопровождение подростка с учетом соци­ального развития личности, социального окружения;

- закрепляет положительное состояние ребенка (жизне­радостность, уверенность, стабильность, самообладание, реши­тельность, активность);

- создает ситуацию успеха в различных видах деятельно­сти учащегося.

Перечень функций и конкретное их содержание совершен­ствуется, расширяется в зависимости от задач социально-педа­гогической деятельности, специализации социального педагога.

В специальном образовании основными функциями соци­ального педагога являются: функция социально-правовой под­держки (направлена на оказание помощи и реализацию закон­ных прав и интересов инвалидов и их семей, а при необходимо­сти и на восстановление этих прав через судебные и другие меры, не противоречащие законодательству); функция социаль­но-трудовой поддержки (предусматривает взаимодействие с администрацией, психологами, педагогами и другими сотруд­никами специализированных образовательных учреждений по профориентации будущих выпускников школ, налаживанию контактов с предприятиями и производственными коллектива­ми для их дальнейшего трудоустройства).

Выявление сущности и объекта педагогической поддерж­ки ставит проблему определения ее принципов. Принципы пе­дагогической и социально-педагогической поддержки исследу­ются практически во всех работах, посвященных этой пробле­ме. В личностно ориентированной педагогике педагогическая поддержка сама рассматривается как принцип (В.П. Бедерха-нова, Н.Н. Михайлова, В.А. Сластенин, С.Ф. Юсфин и др.).

Л.Я. Олиференко в монографической работе, исследуя про­блему социально-педагогической поддержки детей группы рис­ка, выделяет три группы принципов: общеметодологические, организационно-педагогические, деятельностно-функциональные. К первой группе она относит гуманизацию отношений го­сударственных структур к детям, оказавшимся в сложной си­туации; признание ценности ребенка как личности; признание ребенка субъектом права. Ко второй — принципы преемствен­ности, территориальности, межведомственного взаимодействия, комплексности, открытости, научно-методической обеспеченно­сти, разнообразия форм и методов разрешения трудных ситуа­ций детей. К третьей группе — принципы адресности, опера­тивности помощи, конфиденциальности, комплексности реше­ния проблем, ранней диагностика, личностно-индивидуального подхода, принцип "помоги себе сам", ориентации на здоровый образ жизни. Принципы, выделенные ею, ориентированы на со­циально-педагогическую поддержку конкретной категории де­тей, входящих в группу риска.

Социально-педагогическая поддержка направлена на осоз­нание своей индивидуальности при условии принятия соци­альных норм, и ценностей общества (социализированность), са­мореализацию, выработку индивидуально-социального стиля общения в процессе жизнедеятельности.

В процессе осуществления социально-педагогической под­держки, социальный педагог, используя реальные и потенци­альные возможности социума, образовательного учреждения, среды семьи и сверстников, должен стать организатором сотруд­ничества и сотворчества детей, помощников в решении личнос­тных проблем трудного подростка, создателем ситуаций, раз­вивающих социально значимые личностные качества подрост­ков с девиантным поведением.