logo search
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

  • Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.

  • Методика обучения чтению / Сост.Т.П. Сальникова. М., 2001.

  • Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997.

  • Оморокова И.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. М., 1990.

  • Программно-методические материалы. Чтение. Начальные классы. М., 2001.

  • Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1994.

  • Дополнительная литература

    10. Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2000. №11. С.31.

    11. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. 1994. №11. С.41.

    12. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителя. М., 1981.

    13. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2001. №8. С.48.

    14. Ионова Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее // Начальная школа. 2000. №2. С.32.

    15. Кубасова О.В. Выразительное чтение. М., 2001.

    16. Лагутина Т.В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения // Начальная школа. 1994. №2. С.60.

    17. Никандров Н.Д., Ситников Н.А. Скорочтение. Когда оно нужно, когда вредно // Начальная школа. 1994. №4. С.19.

    18. Климанова Л.Ф. Причины ошибок при чтении и пути их предупреждения // Начальная школа. 1973. №11. С.16.

    19. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999. №4. С.19.

    20. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальных классах // Начальная школа. 1999. №10. С.55.

    21. Репкин В.В. Развивающее обучение и проблема орфографической грамотности // Начальная школа. 1999. №7. С.35.

    22. Речь. Речь. Речь / Кн. для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1990.

    23. Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыков чтения // Начальная школа. 1994. №6. С.46.

    24. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Методическое пособие. М., 1995.

    Методические рекомендации

    1. При изучении темы следует опираться на основную литературу. По статьям из журнала «Начальная школа» и методическим пособиям подготовить аннотации, выписать приемы работы по формированию механизмов чтения, лежащих в основе правильности и беглости чтения, для методической копилки. Выделить виды ошибок учащихся при чтении, приемы их исправления.

    2. Законспектировать материал, освещающий систему обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева. Подобрать тексты для зрительного диктанта по методике Т.И. Федоренко [См.: 1, 4 и 22], подготовить фрагмент урока со зрительным диктантом.

    3. По статьям Пальченко И.Г. (ксерокопия), Быстровой Н.Л., Лагутиной Т.В., Никандрова Н.Д или Репкина В.В. выделите две точки зрения на обучение младших школьников скорочтению, выскажите свое мнение.

    4. По 2-му вопросу на основе изучения литературы продумать в общих чертах ход работы над сознательностью чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника» (Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева «Капельки солнца»). Проанализировать методический аппарат учебных книг, привести примеры вопросов и заданий, направленных на отработку сознательности чтения.

    5. По 3-му вопросу выписать приемы работы над некоторыми средствами выразительности чтения и речи [См.: 11, 14, 21; статьи в ж. «Начальная школа»: Агейкина З.А. (1984, №2, Дмитриева Е.Д. (1981, №5), Павлова Л.А. (1987, №7), Шпунтов А.И. (1992, №4), Мали Л.Д. (1990, №7), Коренюк Л.Ю. (1991, №10)]: а) дидактический материал для отработки логического ударения «Ответы на вопросы» (5 карточек); б) дидактический материал для отработки дикции и организации артикуляционной зарядки (5-6 упражнений). Показать методику работы над выразительностью чтения по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» (фрагмент) или подобрать свои примеры. Составить партитуру (разметку) текста стихотворения и подготовиться к выразительному чтению.

    6. Подберите упражнения для пятиминутки чтения, подготовьте фрагмент урока.

    7. Сопоставьте требования 2-3 программ к навыкам чтения по годам обучения.

    8. Подобрать текст для проверки навыка чтения в конце учебного года (класс по выбору). [См.:4,7, 12,18, 23]

    Практическое занятие №4