Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
Методика обучения чтению / Сост.Т.П. Сальникова. М., 2001.
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997.
Оморокова И.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. М., 1990.
Программно-методические материалы. Чтение. Начальные классы. М., 2001.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1994.
Дополнительная литература
10. Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2000. №11. С.31.
11. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. 1994. №11. С.41.
12. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителя. М., 1981.
13. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2001. №8. С.48.
14. Ионова Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее // Начальная школа. 2000. №2. С.32.
15. Кубасова О.В. Выразительное чтение. М., 2001.
16. Лагутина Т.В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения // Начальная школа. 1994. №2. С.60.
17. Никандров Н.Д., Ситников Н.А. Скорочтение. Когда оно нужно, когда вредно // Начальная школа. 1994. №4. С.19.
18. Климанова Л.Ф. Причины ошибок при чтении и пути их предупреждения // Начальная школа. 1973. №11. С.16.
19. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999. №4. С.19.
20. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальных классах // Начальная школа. 1999. №10. С.55.
21. Репкин В.В. Развивающее обучение и проблема орфографической грамотности // Начальная школа. 1999. №7. С.35.
22. Речь. Речь. Речь / Кн. для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1990.
23. Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыков чтения // Начальная школа. 1994. №6. С.46.
24. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Методическое пособие. М., 1995.
Методические рекомендации
1. При изучении темы следует опираться на основную литературу. По статьям из журнала «Начальная школа» и методическим пособиям подготовить аннотации, выписать приемы работы по формированию механизмов чтения, лежащих в основе правильности и беглости чтения, для методической копилки. Выделить виды ошибок учащихся при чтении, приемы их исправления.
2. Законспектировать материал, освещающий систему обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева. Подобрать тексты для зрительного диктанта по методике Т.И. Федоренко [См.: 1, 4 и 22], подготовить фрагмент урока со зрительным диктантом.
3. По статьям Пальченко И.Г. (ксерокопия), Быстровой Н.Л., Лагутиной Т.В., Никандрова Н.Д или Репкина В.В. выделите две точки зрения на обучение младших школьников скорочтению, выскажите свое мнение.
4. По 2-му вопросу на основе изучения литературы продумать в общих чертах ход работы над сознательностью чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника» (Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева «Капельки солнца»). Проанализировать методический аппарат учебных книг, привести примеры вопросов и заданий, направленных на отработку сознательности чтения.
5. По 3-му вопросу выписать приемы работы над некоторыми средствами выразительности чтения и речи [См.: 11, 14, 21; статьи в ж. «Начальная школа»: Агейкина З.А. (1984, №2, Дмитриева Е.Д. (1981, №5), Павлова Л.А. (1987, №7), Шпунтов А.И. (1992, №4), Мали Л.Д. (1990, №7), Коренюк Л.Ю. (1991, №10)]: а) дидактический материал для отработки логического ударения «Ответы на вопросы» (5 карточек); б) дидактический материал для отработки дикции и организации артикуляционной зарядки (5-6 упражнений). Показать методику работы над выразительностью чтения по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» (фрагмент) или подобрать свои примеры. Составить партитуру (разметку) текста стихотворения и подготовиться к выразительному чтению.
6. Подберите упражнения для пятиминутки чтения, подготовьте фрагмент урока.
7. Сопоставьте требования 2-3 программ к навыкам чтения по годам обучения.
8. Подобрать текст для проверки навыка чтения в конце учебного года (класс по выбору). [См.:4,7, 12,18, 23]
Практическое занятие №4
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников