Методические указания
Для успешного формирования орфографических умений важно, чтобы дети были убеждены: грамотное письмо необходимо для удобства письменного общения, так как ошибки затрудняют понимание читаемого. Какими способами можно поддержать в детях эту убеждённость? (см. статью И.В. Борисенко).
Перед вами перечень некоторых видов упражнений. Опишите методику использования каждого из них и назовите орфографические умения, формирование которых они обеспечивают. Охарактеризуйте особенности возможных вариантов упражнений, приведите примеры из учебников русского языка.
Письмо с комментированием: а) подробным, с ответом в конце; б) с кратким доказательством.
Списывание с текста, не содержащего пропуска орфограмм, дополненное заданием: в случае, если орфограмма на изученное правило, доказать, что написано правильно.
Списывание с заданием: вставить пропущенные буквы, а перед словом привести доказательство.
Выборочное списывание с текста: а) без пропуска орфограмм; б) с пропуском орфограмм.
Нахождение и исправление специально допущенных орфографических ошибок.
Диктант «Проверяю себя».
Выборочный диктант.
Свободный диктант.
Задания «для товарища»: а) составление словарных диктантов (с пропуском орфограмм или без); б) выписывание предложений, текстов со словами на определённое правило (с пропуском орфограмм или без). Если можете, дополните этот перечень.
3. Осознанности орфографических действий способствует использование проблемных орфографических ситуаций:
а) несколько точек зрения и вопрос «С кем ты согласен?»;
б) ложное утверждение;
в) ошибочное решение задачи, неправильный способ действий;
г) дидактический материал, не позволяющий успешно справиться с заданием без осознанного выполнения всех действий.
Подберите приёмы для своей картотеки, проиллюстрируйте некоторые из указанных выше типов заданий (см. статью Г.А. Цукерман [5], пособие [5, с. 45-50], учебники русского языка по программе «Школа XXI века»).
4. Если правило – это определённое предписание, руководство к действию, то в чём должно состоять первичное закрепление правила? Какой из перечисленных способов работы для этой цели самый предпочтительный?
а) Самостоятельная вставка детьми пропущенных букв с последующим объяснением; б) письмо с кратким комментированием: называются нужные буквы и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу И, потому что…); в) письмо с подробным комментированием всего хода решения (рассуждение с поэтому: поэтому пишу И).
Подготовьте образцы рассуждений на примере слова ст . льной.
Каковы условия перехода к двум другим видам заданий?
5. На примере правила правописания непроизносимых согласных покажите систему упражнений, направленных на формирование орфографического навыка.
Практическое занятие №4
Методика обучения письму слов с непроверяемыми написаниями
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика слов с непроверяемыми написаниями.
2. Организация усвоения учащимися написания непроверяемых слов.
– Этапы работы над словарными словами
– Приёмы и виды упражнений на усвоение написания слов из словаря.
– Методика обучения использованию орфографического словаря.
– Использование мнемонических приёмов и элементарных этимологических справок.
Литература
1. Ераткина В.В. Методика обучения непроверяемым написаниям. Рязань, 1989.
2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 1991.
3. Грушников. П.А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах. В кн.: Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах / Сост. П.А. Грушников. М., 1973. С.97.
4. Козлова В.П. Некоторые вопросы словарно-орфографической работы в начальных классах. Там же. С.118.
5. Кулакова И.Ф. Словарно-орфографическая работа при обучении орфографии. В кн.: Обучение орфографии в восьмилетней школе / Сост. М.М. Разумовская. М., 1974.
6. Срогович А.Т. Ох, эти трудные слова. Сыктывкар, 1998.
7. Статьи в журнале «Начальная школа»:
Арямова О.С., Мали Л.Д. Этимологический «словарик» слов с непроверяемым написанием. 1992. №2. С.19.
Пономаренко П.Г. О формах работы над усвоением слов, не проверяемых правилами. 1990. №4. С.36.
Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове. 1997. №1. С.83.
Захарова И.В. Работа над словами с непроверяемым написанием. 1993. №11. С.53.
Золотых Н.А. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка. 2001. №3. С.9.
Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря» 1990. №11. С.17.
Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы над трудными словами. 1985. №4. С.24.
Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии. 1998. №1. С.55.
Бакулина Т.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. 2000. №3. С.22 (или: Её же. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М., 2000).
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. М., 2003.
Приступа Г.Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка. 1999. №4. С.67.
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников