logo search
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Методические указания

  1. Для успешного формирования орфографических умений важно, чтобы дети были убеждены: грамотное письмо необходимо для удобства письменного общения, так как ошибки затрудняют понимание читаемого. Какими способами можно поддержать в детях эту убеждённость? (см. статью И.В. Борисенко).

  2. Перед вами перечень некоторых видов упражнений. Опишите методику использования каждого из них и назовите орфографические умения, формирование которых они обеспечивают. Охарактеризуйте особенности возможных вариантов упражнений, приведите примеры из учебников русского языка.

  1. Письмо с комментированием: а) подробным, с ответом в конце; б) с кратким доказательством.

  2. Списывание с текста, не содержащего пропуска орфограмм, дополненное заданием: в случае, если орфограмма на изученное правило, доказать, что написано правильно.

  3. Списывание с заданием: вставить пропущенные буквы, а перед словом привести доказательство.

  4. Выборочное списывание с текста: а) без пропуска орфограмм; б) с пропуском орфограмм.

  5. Нахождение и исправление специально допущенных орфографических ошибок.

  6. Диктант «Проверяю себя».

  7. Выборочный диктант.

  8. Свободный диктант.

  9. Задания «для товарища»: а) составление словарных диктантов (с пропуском орфограмм или без); б) выписывание предложений, текстов со словами на определённое правило (с пропуском орфограмм или без). Если можете, дополните этот перечень.

3. Осознанности орфографических действий способствует использование проблемных орфографических ситуаций:

а) несколько точек зрения и вопрос «С кем ты согласен?»;

б) ложное утверждение;

в) ошибочное решение задачи, неправильный способ действий;

г) дидактический материал, не позволяющий успешно справиться с заданием без осознанного выполнения всех действий.

Подберите приёмы для своей картотеки, проиллюстрируйте некоторые из указанных выше типов заданий (см. статью Г.А. Цукерман [5], пособие [5, с. 45-50], учебники русского языка по программе «Школа XXI века»).

4. Если правило – это определённое предписание, руководство к действию, то в чём должно состоять первичное закрепление правила? Какой из перечисленных способов работы для этой цели самый предпочтительный?

а) Самостоятельная вставка детьми пропущенных букв с последующим объяснением; б) письмо с кратким комментированием: называются нужные буквы и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу И, потому что…); в) письмо с подробным комментированием всего хода решения (рассуждение с поэтому: поэтому пишу И).

Подготовьте образцы рассуждений на примере слова ст . льной.

Каковы условия перехода к двум другим видам заданий?

5. На примере правила правописания непроизносимых согласных покажите систему упражнений, направленных на формирование орфографического навыка.

Практическое занятие №4

Методика обучения письму слов с непроверяемыми написаниями

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика слов с непроверяемыми написаниями.

2. Организация усвоения учащимися написания непроверяемых слов.

– Этапы работы над словарными словами

– Приёмы и виды упражнений на усвоение написания слов из словаря.

– Методика обучения использованию орфографического словаря.

– Использование мнемонических приёмов и элементарных этимологических справок.

Литература

1. Ераткина В.В. Методика обучения непроверяемым написаниям. Рязань, 1989.

2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 1991.

3. Грушников. П.А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах. В кн.: Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах / Сост. П.А. Грушников. М., 1973. С.97.

4. Козлова В.П. Некоторые вопросы словарно-орфографической работы в начальных классах. Там же. С.118.

5. Кулакова И.Ф. Словарно-орфографическая работа при обучении орфографии. В кн.: Обучение орфографии в восьмилетней школе / Сост. М.М. Разумовская. М., 1974.

6. Срогович А.Т. Ох, эти трудные слова. Сыктывкар, 1998.

7. Статьи в журнале «Начальная школа»:

  1. Арямова О.С., Мали Л.Д. Этимологический «словарик» слов с непроверяемым написанием. 1992. №2. С.19.

  2. Пономаренко П.Г. О формах работы над усвоением слов, не проверяемых правилами. 1990. №4. С.36.

  3. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове. 1997. №1. С.83.

  4. Захарова И.В. Работа над словами с непроверяемым написанием. 1993. №11. С.53.

  5. Золотых Н.А. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка. 2001. №3. С.9.

  6. Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря» 1990. №11. С.17.

  7. Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы над трудными словами. 1985. №4. С.24.

  8. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии. 1998. №1. С.55.

  9. Бакулина Т.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. 2000. №3. С.22 (или: Её же. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М., 2000).

  10. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. М., 2003.

  11. Приступа Г.Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка. 1999. №4. С.67.