logo search
Дошкольная педагогика

Тема 12. Содержание дошкольного образования

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть сущность понятия «содержание дошкольного образования»

2.Раскрыть основные принципы и современные тенденции обновления содержания дошкольного образования.

3.Раскрыть понятие, функции, структуру, концепцию ГОС ДО (проект).

Форма занятия: собеседование, дискуссия.

Формы отчетности: письменные планы ответов на задания.

Задания к собеседованию.

1. Раскройте содержание понятий «содержание образования», «содержание дошкольного образования». Укажите, в чем состоит их взаимосвязь?

2. Дайте характеристику истории развития содержания и программного обеспечения дошкольного образования в России.

3. Раскройте современные требования (принципы) отбора содержания дошкольного образования. Укажите, какие элементы входят в структуру содержания дошкольного образования.

4. Укажите современные направления обновления содержания дошкольного образования.

5. Раскройте значение нормативно-программных документов: ГОС ДО (проект), образовательных программ для ДОУ.

6. Раскройте структуру, функции, концепцию ГОС ДО (проект).

7. Раскройте сущность, значение, структуру образовательной программы для ДОУ. Дайте характеристику классификации образовательных программ для ДОУ.

8. Сравните требования к содержанию дошкольного образования в ГОС ДО и содержание раздела «Познавательное развитие в образовательной программе «Истоки» (старший возраст). Обоснуйте соответствие (несоответствие) содержания раздела требования ГОС ДО.

Примечание: во второй части занятия проводится диспут.

Тема «Стандартизация дошкольного образования: за и против».

Обсуждаемые в дискуссии позиции:

Литература

Основная

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект.– М., 1999.

Парамонова Л.А. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. .– М.: Карапуз, 2001.– С. 158-186.

Парамонова Л.А. Содержание дошкольного образования, с чем связано его обновление / Л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 3.

Дополнительная литература

Ерофеева Т. Образовательная работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.– 2000.– № 7.

Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание.– 1992.– № 5, 6.

Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений : учеб. пос. для студ. педвузов и колледжей / под ред. Т. И. Ерофеевой.– М.: Академия, 1999.– С. 11-32.