§ 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
Школа с продленным днем — это общеобразовательная школа, обеспечивающая значительное усиление общественного воспитания и всестороннего развития детей путем работы с ними в течение целого дня и организации единого целенаправленного учебно-воспитательного процесса [14, 28].
Режим работы таких школ характеризуется особенностями, которые оказывают свое влияние и на организацию обучения математике.
1. Весь учебный процесс проходит в школе, а потому может быть обеспечен квалифицированным руководством со стороны учителей и воспитателей на всех этапах деятельности учащихся.
2. Организация процесса обучения в школе позволяет использовать всю материальную базу школы.
Проведение уроков математики можно планировать не только в кабинете, но и в школьных мастерских. При выполнении домашних заданий можно использовать кабинеты школы, библиотеку, технические средства обучения и др.
3. Режим учебной деятельности в школах продленного дня характеризуется делением процесса обучения в основном на две организационные формы: урок и внеурочную работу, включающую самоподготовку.
Вся учебно-воспитательная работа проводится педагогами, квалифицированное руководство которых позволяет организацию и проведение уроков математики и внеурочной работы объединить в единый учебный процесс и предусмотреть разнообразные формы деятельности учеников по предмету.
Самоподготовка учащихся проводится во второй половине дня — в специально отведенное время для выполнения домашних заданий.
8.1. Примерная организация обучения математике в школе продленного дня.
Первая половина дня
Урок математики под руководством учителя. Основные этапы урока:
1) Проверка домашнего задания.
2) Изучение новых знаний.
3) Организация тренировочных упражнений по образцу, данному учителем, или по образцу в учебнике с целью первичного закрепления новых знаний, формирования умения применять эти знания на практике при решении задач.
4) Задание для самостоятельной домашней работы, инструктирование учащихся к выполнению задания.
Вторая половина дня
1) Обед, прогулка.
2) Самоподготовка, выполнение домашних заданий.
3) Внеклассные мероприятия: экскурсии, занятия математического кружка, лекции, консультации по математике.
I. Тема урока: «Введение понятия «процент».
План урока
1. Сообщение учителя о значении темы.
2. Повторение правил умножения целого числа на десятичную и обыкновенную дроби (математический диктант).
3. Самостоятельная работа с книгой по новому материалу. Введение, понятия процента, решение устных задач на нахождение процента от числа.
4. Выполнение упражнений письменно на применение нового материала.
5. Домашнее задание. Разъяснение заданий. Задания дифференцированы по сложности. Они включают в себя упражнения:
а) на нахождение процента от числа;
б) повторение действий с десятичными дробями;
в) решение усложненных задач на проценты;
г) дополнительные задания для сильных учащихся (по желанию).
6. Обобщение итогов урока. Оценка работы учащихся.
II. Самостоятельная работа по выполнению домашнего задания по теме «Проценты» (в специально отведенное время для самостоятельной подготовки во второй половине дня).
План занятий
1. Разъяснение заданий. Указание способов самопроверки.
2. Организация выполнения заданий учащимися, инструктирование, корректирование и контроль со стороны воспитателя (учителя). Организация помощи со стороны более сильных учащихся.
3. Проверка выполнения работы.
4. Индивидуальные консультации сильных учащихся.
Как видно, в школе с продленными группами учебный процесс осуществляют два педагога: учитель математики, который организует урок математики, консультации по подготовке учащихся к изучению нового материала, занятия математических кружков и другие формы; воспитатель же организует самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий. Осуществляя руководство самостоятельной работой учащихся по математике, воспитатель знает тему, которую ученики изучили на уроке, знает номер пункта и номера задач в учебнике. Но воспитатель не знает степень усвоения нового каждым из учащихся, не знает их затруднения, недостаточно владеет совокупностью приемов, которые применяет учитель математики. В силу этого необходимы специально разработанные задания, методические рекомендации в помощь воспитателю. Наиболее выигрышными в этом плане могут выступать программированные задания, когда воспитатель может осуществить контроль и проверить правильность решения.
С целью помощи учащимся в самостоятельном выполнении заданий значительное место может быть отведено заданиям с указаниями к решению, кодированным самостоятельным работам.
Например, при проверке умения выполнять действия над натуральными числами используют такие самостоятельные работы:
Если ученик правильно выполнит действия, то результат находит в списке ответов и приступает к выполнению следующего действия. Если ответа нет, то действие выполнено неправильно. Это сигнал ученику проверить это действие, найти ошибку.
Результат 160 680 ученик находит в строке ответов и выписывает соответствующий код «0». Так же поступает и дальше.
Выписывая по порядку цифры кодированного ответа каждого действия, ученик получает код результата решения всех примеров.
Код ответа: 03 657.
Применение таких заданий помогает ученику организовать самопроверку, вовремя обратиться за разъяснением к товарищу или учителю.
Одной из характерных особенностей школы продленного дня прежде всего является усиление контакта учителя с учениками. Часто руководство группами продленного дня администрация школы старается поручить учителям, ведущим уроки математики, русского языка и других дисциплин. В этом случае появляются дополнительные возможности для общения учителя математики со своими учениками.
Работая в группе продленного дня, учитель математики имеет большую возможность, чем только на уроке, активизировать деятельность школьников, их внимание при выполнении ими самостоятельной домашней работы, при этом предупредить появление ошибок, приучить к систематической работе над выполнением заданий по математике, усилить работу по воспитанию целеустремленности, инициативы и ответственности за порученное дело.
Работа учителя на самоподготовке тесно связана с его работой на уроке. Учитель знает учеников, кому и как помочь, может оценить работу каждого ученика в целом, проанализировать свою работу на уроке.
Отсюда второй особенностью обучения математике в условиях школы продленного дня является усиление индивидуализации и дифференциации обучения. При выполнении самостоятельной работы по математике учитель оказывает дифференцированную помощь слабым ученикам, инструктирует отдельных учащихся, направляет их деятельность, постоянно осуществляет контроль. При этом повышается ответственность учителя за знания учеников и ответственность самих учащихся. При такой организации обучения ученик уже не может прийти на урок с невыполненным домашним заданием и получить двойку за домашнее задание. В связи с этим при обучении математике учитель ведет большую индивидуальную работу.
В условиях организации учебных групп продленного дня при выполнении самостоятельной работы по математике ученики получают
квалифицированную помощь со стороны учителя, имеют возможность получить консультацию со стороны товарищей. Взаимопомощь позволяет учащимся выйти из затруднений, она чаще, чем в других учебных предметах, необходима в математике и полезна в воспитательном плане.
При этом индивидуализирован и темп работы учащихся. У другой части школьников освобождается время для занятий по интересам, для решения занимательных задач, чтения научно-популярной математической литературы.
Особое внимание следует обращать на учащихся с замедленным темпом работы и планировать их работу таким образом, чтобы ученики успевали выполнять ее в школе. Очень строго следует следить учителю и воспитателю за тем, чтобы не было перегрузки домашними заданиями.
Следующей особенностью организации самостоятельных работ при обучении математике в школе продленного дня является усиление их практической направленности творческими элементами, способствующими развитию исследовательской деятельности школьников.
Обучение математике в школе продленного дня позволяет организовать самостоятельную деятельность школьников в мастерских. Связь с практикой усиливает интерес учащихся к математике, способствует развитию межпредметных связей.
Так, например, уроку геометрии в VI классе на тему «Построение треугольника по двум углам и стороне между ними» может предшествовать практическая работа в мастерской на уроке труда по изготовлению двух треугольников из фанеры и картона, необходимых в дальнейшем на уроке математики.
В VII классе при изучении трапеции можно дать задание найти в мастерской части машины, деталей, имеющие в сечении форму трапеции, начертить найденные виды трапеций в виде эскиза в тетради.
В библиотеке школы ученики могут прочитать исторический материал, связанный с изученной темой, порешать старинные задачи, головоломки, познакомиться с новой литературой. Все это способствует формированию интереса у школьников к обучению математике, повышает уровень их самостоятельности.
8.2. Формы обучения. Учителя, работающие в группах продленного дня, заботятся об организации систематической работы школьников по подготовке уроков, о том, чтобы увлечь каждого ученика творческими делами, о возможности удовлетворения их интересов.
Отсюда получили применение при обучении математике в школах продленного дня следующие организационные формы работы:
а) урок математики;
б) самостоятельная работа по выполнению домашних заданий во время самоподготовки;
в) консультации;
г) экскурсии;
д) математические кружки;
е) самостоятельная работа в библиотеке с научно-популярной математической литературой и др.
Все эти формы не новые. Но в условиях школ нового типа организация и выбор всех форм наиболее целенаправленны и рассматриваются в тесной взаимосвязи.
В условиях работы школ продленного дня урок как основная организационная форма учебных занятий дополняется многообразной системой форм внеурочных занятий. Здесь происходит перенесение отдельных видов деятельности учащихся в более благоприятные условия, способствующие большей эффективности усвоения учебного материала. В этих условиях важная роль отводится таким видам работы, как консультации преподавателей (или товарищей).
Консультации как организационная форма учебной деятельности учащихся носит целенаправленный характер. Основное дидактическое ее назначение — анализ познавательного опыта самим учеником, преодоление затруднений с целью определения направления деятельности на глубокое изучение отдельных разделов программного курса математики.
Причинами затруднений могут быть недостаточное усвоение материала на уроке, пробелы в знаниях за прошлые годы, неумение осуществлять перенос разных способов деятельности в новые конкретные ситуации при изучении нового материала и решении задач.
Во время консультации учитель предлагает ученику объяснить, где искались ответы на возникшие вопросы, что было проделано для преодоления трудностей.
Затруднения учащихся устраняются на консультации разными способами, например путем:
а) анализа содержания примеров и задач;
б) непосредственного разъяснения;
в) указания источников, к которым должен обратиться сам ученик;
г) совместного обсуждения плана работы при углубленном изучении отдельных вопросов программы и т. д.
Консультации по математике могут носить индивидуальный, групповой или коллективный характер в зависимости от сложности изучаемого материала.
В практике школы продленного дня важное значение имеют групповые консультации. В группы объединяются учащиеся, имеющие одинаковые пробелы в знаниях или проявляющие интерес к изучению того или иного раздела или вообще к математике.
На индивидуальной консультации ученик получает совет и помощь. В индивидуальной беседе ученик рассказывает о своих увлечениях, стремится получить поддержку, одобрение со стороны учителя, помощь в разработке плана своих действий. Советы учителя помогают определить ему направление работы, наметить пути к достижению результата, к решению задачи.
Изменяется место (в системе обучения) функции проверки и опенки знаний. Они в данных условиях расширяются (например, в целях выработки у учащихся умения трудиться ритмично, регулярно в течение длительного периода времени, умения правильно распределять время).
Выбор форм работы, их сочетаний зависит от особенностей изучаемого материала, от дидактических целей урока, от возрастных особенностей учащихся и условий организации обучения в группе продленного дня.
В практике работы школы продленного дня (групп и классов с продленным днем) накоплен значительный опыт по организации учебного процесса.
Здесь представлен лишь один из возможных вариантов, наиболее благоприятный в современной школе.
Следует отметить, что работу по обучению математике необходимо рассматривать как одно из важных звеньев комплекса всей учебно-воспитательной работы в школе продленного дня.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература