§ 1. Учебник математики
1.1. Назначение учебника математики. Учебник математики — книга, излагающая основы научных знаний по математике в соответствии с целями обучения, определенными программой и требованиями дидактики.
Применительно к уровню образовательной подготовки учащихся в учебнике фиксируются объем и система знаний, подлежащих изучению.
Содержание и построение учебника определяются задачами преподавания математики в средней школе и спецификой предмета.
В связи с этим учебник математики должен:
а) содействовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения, развитию логического мышления;
б) давать систематическое, научно обоснованное, доступное для учащихся данного возраста изложение основных теоретических сведений по математике;
в) включать достаточное количество разнообразных задач и упражнений, расположенных в целесообразной с методической точки зрения последовательности.
В силу своего назначения в системе средств обучения учебник является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства.
Своим содержанием и методическим аппаратом он оказывает решающее влияние на мышление учащихся, на развитие памяти, интереса, на выработку умения самостоятельно работать с учебником.
Анализ предъявляемых к учебнику по математике требований приводит к выводу о том, что эта книга не имеет одного определенного адресата.
Прежде всего она предназначена ученику, так как содержание текста, подбор примеров, язык, уровень формализации и т. д. рассчитаны непосредственно на ученика соответствующего возраста. Вместе с тем в учебнике легко обнаружить и такой материал, который не является необходимым для ученика в условиях классно-урочной системы обучения, однако он необходим учителю для организации учебного процесса. Этот материал позволяет учителю увидеть методический замысел автора и эффективно реализовать его. Таким образом, вторым адресатом учебника является учитель. Кроме того, учебник используется и другими лицами, такими, как представители администрации школы, родители, однако основными потребителями учебника являются ученик и учитель.
Различные учебники по математике отвечают различным требованиям и, как правило, в большей или меньшей мере удовлетворяют запросам главных адресатов (ученика и учителя).
Например, структура учебника «Геометрия, 6—10» А. В. Погорелова в большей мере отвечает потребностям ученика, пользующегося этой книгой после объяснения учителя. В этом состоит одна из его методических особенностей1. Названный учебник отличают компактность изложения, систематический показ способов решения основных задач, выделение основного материала, отсутствие мелких деталей. Вполне понятно, что такая структура учебника предполагает полную самостоятельность учителя по организации усвоения материала учащимися.
Примером учебника, наиболее полно отвечающего потребностям учителя, может быть названа книга В. Л. Гончарова «Начальная алгебра», в которой при изложении каждого вопроса объяснительный текст разбивается на небольшие смысловые порции, к каждой из которых примыкает соответствующая группа упражнений. Изложение материала дается в такой форме, которая полностью соответствует его подаче на уроке. В ряде случаев теоретическим сведениям предпосылаются упражнения, вводные задачи, вспомогательные вопросы. Система упражнений обеспечивает процесс формирования математических понятий, выработку умений и навыков, овладение математическим языком, развитие логического мышления. Все это в значительной степени помогает учителю организовать учебный процесс на уроке.
Такая структура учебника не очень удобна для ученика. Этот учебник трудно читать дома. Он мало пригоден для повторения материала, и в частности при подготовке к экзаменам, так как в нем сложно выделить главное, найти необходимые разъяснения и основные задачи. Поскольку основная часть работы ученика с учебником падает на домашнюю работу, ему удобнее иметь дело с материалом, представленным в некотором обобщенном виде, более сжато, а именно в таком виде, в каком он должен попасть в память ученика на длительное время.
Итак, можно сказать, что учебник — это средство для усвоения основ наук, предназначенное для учеников. Одновременно это резюме изложения научных сведений учителем.
1.2. Структура учебника математики. Учебник по математике для средней школы строится на основе определенных логических принципов, однако он учитывает возрастные особенности учащихся, определенный для данного возраста уровень строгости изложения, поставленные цели обучения и т. д.
Например, содержание школьного учебника по математике для младших классов, как правило, опирается на ближайшее окружение учащихся, знакомое им из собственного опыта.
Однако по мере расширения познаваемой среды она становится недоступной непосредственному восприятию ребенка. Поэтому необходимыми становятся описания и словесные объяснения, дающие готовые знания, излагаемый материал все в большей мере строится в логической последовательности, в результате чего наступает переход от систематичности, обусловленной средой, к логической систематичности.
Именно по такому принципу вводится, например, геометрический материал в курсе математики младших классов средней школы.
С опорой на ближайшее окружение учащихся в I—V классах, при постепенном усложнении изучаемых объектов, в VI классе начинается изложение систематического курса геометрии.
В учебниках по математике при наличии одинакового содержания, вводимого поочередно на низших и высших уровнях обучения, используется концентрическая или циклическая систематичность. Каждый из этих уровней составляет определенный цикл. Такое своеобразное повторение материала на более высоких уровнях облегчает его запоминание и понимание, а также овладение все более сложными функциями мышления. Функции, приобретенные на низших циклах, подготавливают к выполнению функций, необходимых на высших циклах. Благодаря этому циклическое построение содержания составляет основу выделения уровней его трудности. Примерами циклического построения содержания могут быть тождественные преобразования, уравнения, неравенства и т. д.
Использование различных видов систематичности позволяет связать воедино три ступени познания, определенные материалистической теорией познания: уровень непосредственного наблюдения возможен в построении, обусловленном средой, уровень абстрактного мышления — в логическом построении, уровень проверки и использования знаний — в целевом построении. Но так как все ступени познания не оторваны друг от друга, а существуют во взаимосвязи, то и различные построения содержания взаимосвязаны между собой в процессе обучения. Через различные способы их использования учебник может воздействовать на соответствующее этим взаимосвязям построение урока. Ясно, что содержание, взятое из окружающей среды, играет в курсе математики хотя и важную, но все же вспомогательную роль.
Поэтому в средних и старших классах роль систематичности, обусловленной средой, все время уменьшается. Это главным образом объясняется расширением познаваемой среды и все меньшей ее доступностью для непосредственного наблюдения. Кроме этого, возрастающее по классам обучения количество информации приводит ко все большему использованию абстракций и обобщений, т. е. изложение становится более формализованным.
1.3. Мотивация излагаемого материала. При изучении материала учебника с учащимися, пожалуй, самой трудной является проблема создания соответствующей мотивации учения, т. е. потребностей, интересов, стимулов, обеспечивающих активность познавательной деятельности учащихся, ибо одного лишь указания на необходимость того или иного знания (для будущей деятельности) совершенно недостаточно для появления активного познавательного интереса. Устойчивым и длительным является лишь тот интерес к предмету, который создается проблемной ситуацией. Представляется более целесообразным, если темы в учебниках начинаются с создания характерных проблемных ситуаций и представления средств для их разрешения, а не с определения понятий и заучивания правил, излагаемых индуктивным или дедуктивным способом. При этом характер проблемных ситуаций определяется содержанием теоретического материала и возрастными особенностями учащихся.
1.4. Роль и место репродуктивных заданий в учебнике математики. Известно, что ценность учебника по математике во многом определяется содержащейся в нем практической частью, так как система заданий — необходимый компонент аппарата организации усвоения материала учебника. В настоящее время в педагогической науке убедительно доказано, что в систему заданий нужно включать и репродуктивные, и творческие задания.
Система заданий в учебнике должна охватывать все элементы его содержания.
Репродуктивный элемент формирует такое качество знаний, как оперативность, т. е. способность применять знания в различных ситуациях.
В качестве примера учебника, наиболее полно отвечающего современным требованиям педагогической науки при построении системы репродуктивных заданий, можно привести учебник А. В. Погорелова «Геометрия, 6—10». В конце каждого параграфа в нем помещены вопросы для повторения и упражнения.
Эти вопросы и упражнения практически охватывают все понятия параграфа, дают целую логическую картину в усвоении материала всего раздела. Кроме того, в тексты многих параграфов включены образцы решения задач наиболее важных и трудных типов.
К репродуктивным заданиям мы относим вопросы, упражнения, задачи, вопросы-задания, при ответе на которые ученик выполняет репродуктивную познавательную деятельность.
В примерах и решениях задач логично и умело даны пояснения к формированию научных понятий.
Мы остановились на характеристике и оценке репродуктивных заданий не только потому, что эти задания составляют прочный фундамент для формирования знаний и умений и их применимости в практике, но и потому, что они являются основой для успешного выполнения системы творческих заданий, играющих главным образом развивающую роль в обучении учащихся.
1.5. Функции наглядности в учебнике математики. Вопрос о наглядности, об иллюстрациях в учебнике математики принципиально важен, но мало исследован. Совершенно очевидно, что не все виды применяемых иллюстраций имеют одинаковое значение для раскрытия изучаемых закономерностей. Было показано, например, что на процесс решения математической задачи существенное влияние оказывают схема и предметно-аналитическая картинка, в которой отражены количественные отношения между данными и искомыми. Использование схем и других условных обозначений важно потому, что они дают возможность выделить объективные отношения и закономерности, т. е. моделировать содержание изучаемого явления.
Так или иначе прибегая к наглядности, мы всегда исходим из анализа методических функций наглядности, представленной в учебнике математики. Можно условно выделить следующие из этих функций.
а) Познавательная функция наглядности, методической целью которой является формирование познавательного образа изучаемого объекта. Это формирование происходит постепенно от простого к сложному , при этом мысль учащегося направляется по кратчайшим и наиболее доступным путям к целостному восприятию объекта. Заметим, что следование познавательной функции не повторяет процесса научного познания — ценность этой функции состоит в предоставлении учащимся кратчайшего и доступного пути осмысления изучаемого материала1.
Именно так, например, поступают иногда авторы учебников, когда при исследовании функции на монотонность (или экстремум) предваряют теоретическому обоснованию рисунок, на котором связывается возрастание (убывание) или локальный максимум (минимум) функции с углами наклона касательных в соответствующих точках и далее со знаками производных в этих точках.
б) Функция управления деятельностью учащегося. При реализации функции управления средства и приемы наглядности участвуют в ориентировочных, контрольных и коммуникационных действиях.
Ориентировочным действием может служить, например, построение чертежа, соответствующего рассматриваемому условию, а также внесение в него дополнительных элементов.
Контролирующие действия направлены на обнаружение ошибок при сравнении выполненного учащимся чертежа (схемы, графика) с помещенными в учебнике или в выяснении тех свойств, которые должен сохранить объект при тех или иных преобразованиях.
Коммуникационные действия отвечают той стадии реализации функции управления деятельностью учащегося, которая соответствует исследованию полученных им результатов. Выполняя эти действия, учащийся в свете собственного опыта объясняет другим или хотя бы самому себе по построенной модели суть изучаемого явления или факта.
в) Интерпретационная функция наглядности. Известно, что один и тот же объект можно выразить с помощью разных знаков и моделей.
Например, окружность можно задать с помощью пары (центр и радиус), уравнением относительно осей координат, с помощью рисунка или чертежа. Однако в одних случаях удобно воспользоваться ее аналитическим выражением, в других — геометрической моделью. Рассмотрение каждой из этих моделей, которая в определенных условиях может служить средством наглядности, является ее интерпретацией. Чем значимей объект, тем желательней дать большее количество интерпретаций, раскрывающих познавательный образ с разных сторон.
г) Можно говорить об эстетической функции наглядности, а также об опосредованных методических функциях наглядности, таких, как функция обеспечения целенаправленного внимания учащегося, функция запоминания при повторении учащимися учебного материала, функция использования прикладной направленности и др.
Используя различные функции наглядности, учебник способствует наиболее плодотворному мышлению учащегося, так как его внимание легко и своевременно переключается со средств наглядности на полученную с их помощью информацию об объекте и обратно. Такое переключение сводит к минимуму отвлечение умственных усилий учащихся от предмета их деятельности.
1.6. Методы работы с учебником математики. Учебник и учебные пособия занимают видное место и в процессе обучения, и в процессе усвоения учеником программного материала, в его классной и домашней работе. Хорошо организованная и систематически проводимая работа по учебнику и учебным пособиям является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по математике.
Между тем умение читать учебник математики и математическую книгу необходимо не только для изучения математики в школе. Умеющий читать математический учебник быстрее овладеет методами самостоятельного изучения математики, физики, химии, биологии, техники.
Чтению учебников математики надо специально обучать.
Содержание и формы работы с учебником математики определяются возрастом учащихся, уровнем их математической подготовки и общего развития, содержанием учебника, уже имеющимися умениями работы с математической книгой.
Можно рекомендовать следующие формы постепенно усложняющейся работы с учебником математики в IV—VIII классах:
1) Чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя.
2) Чтение других текстов после их объяснения учителем.
3) Разбор примеров учебника после их объяснения учителем.
4) Чтение вслух учебника учителем с выделением главного и существенного.
5) Чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы.
6) Чтение пункта учебника и ответы на вопросы учителя (или учебника).
7) Чтение текста учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по составленному плану.
Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное пользование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиски нужного материала в учебнике.
Помещенные в учебнике рисунки предназначены оказать помощь при чтении текста учебника, при рассмотрении конкретных примеров, при решении задач.
- Предисловие
- Глава I
- § 1. Предмет методики преподавания математики
- § 2. Цели обучения математике в советской средней общеобразовательной школе. Значение школьного курса математики в общем образовании
- § 3. Содержание школьного курса математики
- § 4. Вопросы политехнического образования в обучении математике
- Литература
- Глава II
- § 1. Принципы обучения как категории дидактики
- § 2. Принцип коммунистического воспитания
- § 3. Принцип научности
- § 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности
- § 5. Принцип систематичности и последовательности
- § 6. Принцип доступности
- § 7. Принцип наглядности
- § 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся
- § 9. Принцип прочности знаний
- Литература
- Глава III
- § 1. Математические понятия
- § 2. Математические предложения
- 2) Рассмотрим определение четной функции:
- § 3. Математические доказательства
- Литература
- Глава IV методы обучения математике
- § 1. Проблема методов обучения
- § 2. Эмпирические методы: наблюдение, опыт, измерения
- § 3. Сравнение и аналогия
- § 4. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
- § 5. Индукция
- § 6. Дедукция
- § 7. Анализ и синтез
- § 8. Методы проблемного обучения
- § 9. Особенности программированного обучения
- § 10. Специальные методы обучения математике
- Литература
- Глава V
- § 1. Значение учебных математических задач
- § 2. Роль задач в процессе обучения математике
- § 3. Обучение математике через задачи
- § 4. Общие методы обучения решению математических задач
- § 5. Организация обучения решению математических задач
- Литература
- Глава VI организация обучения математике
- § 1. Урок, его структура. Основные требования к уроку. Типы уроков
- § 2. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока
- § 3. Организация самостоятельной работы при обучении учащихся математике
- § 4. Организация повторения
- § 5. Предупреждение неуспеваемости
- § 6. Индивидуализация и дифференциация при обучении
- § 7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
- § 8. Специфика организации обучения математике в школе продленного дня
- § 9. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе
- § 10. Особенности организации работы по математике в средних профтехучилищах
- Литература
- Глава VII средства обучения математике
- § 1. Учебник математики
- § 2. Дидактические материалы и справочная математическая литература
- § 3. Учебное оборудование по математике и методика использования его в учебной работе
- § 4. Организация и оборудование кабинета математики
- § 5. Некоторые вопросы изготовления наглядных пособий по математике
- Литература
- Глава VIII
- § 1. Особенности преподавания математики в школах и классах с углубленным изучением этого предмета
- § 2. Факультативные занятия по математике
- § 3. Внеклассная и внешкольная работа по математике
- Литература