logo search
Дошкольная педагогика

Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть задачи, содержание и формы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

2.Учиться обобщать материал различных источников.

Форма проведения занятия: дискуссия (1 часть занятия), деловая игра (2 часть занятия).

Форма отчета: развернутые планы ответов на вопросы, картотека проработанной литературы.

Вопросы для подготовки к дискуссии:

1.Какие задачи решаются дошкольным учреждением и семьей в процессе сотрудничества?

2.Укажите и охарактеризуйте стадии (этапы) установления взаимодействия детского сада и семьи, предлагаемые разными исследователями (Петровский В.А., Дуброва, Кутузова И. и др.) Сравните подходы исследователей.

3.Раскройте содержание, формы и методы совместной работы детского сада и семьи:

А) индивидуальная работа;

Б) работа с коллективом родителей;

В) педагогическая пропаганда.

4. Составить карту схему «Методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи».

Группа методов и форм

Название метода (формы)

Задачи сотрудничества, реализуемые методом (формой)

Структура метода (формы), виды

Особенности и методика проведения

– методы и формы диагностики семьи и семейного воспитания

– методы и формы установления личностного контакта с семьей

– методы и формы педагогического просвещения

– методы (формы) вовлечения в педпроцесс

– активные методы (формы)

и.т.д.

Рекомендации к подготовке и организации дискуссии и деловой игры.

1.Дискуссия проводится по теме «Актуальные проблемы и направления взаимодействия ДОУ и семьи».

Обсуждаемая проблема: Эффективные пути переориентации работы ДОУ с семьей с информативно-просветительского на сотрудническо-деловой подход.

Дискутируемые позиции:

1.Информативно-просветительский подход является единственно эффективным в решении задач взаимодействия ДОУ и семьи и должен быть доминирующим.

2.Информативно-просветительский подход является необходимым, но недостаточным для решения всего спектра задач сотрудничества ДОУ семьи.

3.Информативно-просветительский подход изжил себя и должен быть замещен сотрудническо-деловым.

Каждый студент выбирает одну из предложенных позиций, объединяется в группу с единомышленниками и готовит систему аргументов в пользу данной позиции.

В результате обсуждения на семинарском занятии формулируется общая точка зрения по обсуждаемой проблеме.

Студенты объединяются в три группы, представляющие сотрудников трех детских садов. Каждая из групп готовит выступление по одной из тем:

1.Использование в работе с семьей традиционных методов и форм взаимодействия.

2.Использование в работе с семьей активных методов и форм взаимодействия.

3. Использование методов и форм вовлечения родителей в педагогический процесс ДОУ.

Роли:

Организация игры: каждая из подгрупп делает сообщение по выбранной теме в соответствии с игровой ситуацией и ролями. В сообщении должны найти отражение: сущность и характеристика методов и форм работы с семьей; значение методов и форм для решения задач сотрудничества этих социальных институтов, особенности реализации методов и форм. После презентации сообщений всех трех групп организуется обсуждение, направленное на аргументацию эффективности разных групп методов и форм работы ДОУ с семьей.

Литература

Основная

Арнаутова Е.П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова.– М.: Карапуз, 2000.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998.– 2002.– С. 361-380.

Дополнительная

Доронова Г. Взаимодействие ДОУ с родителями / Г. Доронова // Дошкольное воспитание.– 2004.– № 7.

Дуброва В.П. Теретико-методические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи / В. П. Дуброва.– М., 1997.

Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями / Е. Рылеева // Дошкольное воспитание.–2004.– № 11.

Литература для подготовки выступлений:

Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание.– 2002.– № 9.

Белоногова Г. Педагогические знания родителям / Г. Белоногова Г, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 6.

Галешникова Т. В содружестве с семьей / Т. Галешникова // Дошкольное воспитание.– 2007.– № 12.

Киселева Г.М. Сотрудничать в интересах ребенка / Г. М. Киселева // Проблемы изучения и развития личности дошкольника: сб. науч. тр. .– Пермь, 1995.

Климантова В.П. Формы работы с семьей по оптимизации общения родителей и детей в условиях детского сада / В.П. Климантова // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: матер. междунар. науч.-практ. конференции / под ред. Л. В. Коломийченко и др. .– Пермь, 2005.– Ч. 1.

Кутузова И. Диалог с семьей / И. Кутузова // Дошкольное воспитание.– 1993.– № 1.