Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
Задачи изучения темы:
1. Раскрыть особенности театрализованных игр, их виды, значение в развитии личности ребенка, педагогическую систему руководства играми-драматизациями.
2. Учиться разрабатывать перспективный план руководства игрой-драматизацией.
Форма проведения занятия: собеседование, презентация перспективных планов руководства игрой-драматизацией.
Форма отчета: карта-конспект «Педагогическая система руководства играми-драматизациями»; перспективный план руководства игрой по выбранному студентом художественному произведению или произведению народного творчества.
Вопросы и задания для собеседования:
1. В чем состоят особенности театрализованных игр детей? Какие виды театрализованных игр дошкольников выделяют исследователи?
2. Раскройте особенности каждого вида театрализованных игр дошкольников.
3. В чем состоит связь игр-драматизаций и игр на темы литературных произведений с другими видами детской игры?
4. Дайте характеристику этапам, задачам, методам и формам организации педагогического руководства развитием театрализованных игр детей на этапе младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Один из студентов готовит персональное сообщение по статье Деркунской В.А. «Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста» (в пособии «Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Библиотека программы «Детство».– СПб., 2001). В своем сообщении студенту необходимо дать краткий обзор и анализ предлагаемой автором педагогической диагностики развития игры-драматизации у детей дошкольного возраста.
Примечание: Для выполнения практического задания студенты распределяются по подгруппам. Каждая подгруппа разрабатывает и защищает перспективный план руководства игрой-драматизацией по выбранному произведению. Требования к выступлению: студенты должны продумать интересную форму защиты (драматизирование, обзор схемы-анализа по теме выступления, элемент деловой игры «Обсуждение на педагогическом совете материалов по руководству игрой, представленных педагогами» и т.д. сообщение должно быть небольшим по объему, иллюстрировать разные этапы руководства игрой детей, быть аргументированным.
Литература
Основная
Козлова С.А. Дошкольная педагогика : уч. пос. для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998.– 2002.– С. 309-320.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова.– М.: Просвещение, 1991.
Барсукова Л. Поговорим об играх-драматизациях / Л. Барсукова // Дошкольное воспитание.– 1982.– № 11.
Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Т. Доронова // Ребенок в детском саду.– 2001.– № 2-5.
Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников / Н. А. Реуцкая // Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой.– М.: Просвещение, 1999.
Дополнительная
Деркунская В.А. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В.А. Деркунская // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Библиотека программы «Детство» / В.А. Деркунская.– СПб., 2001.
Заболтина В. Театрализованные игры / В. Заболтина // Дошкольное воспитание.– 2007.– № 7.
Стрелкова Л.П. Игры-драматизации / Л. П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой.– М., 1985.
Дополнительно рекомендуемая
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская.– М.: Просвещение, 1975.– С. 68-77.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Карпинская Н. С.– М.: Просвещение, 1972.– С. 125-146.
Силивон В. Развитие творчества в процессе игр-драматизаций / В. Селивон // Дошкольное воспитание.– 1983.– № 4.
Столяренко Г. Игры-драматизации / Г. Столяренко // Дошкольное воспитание.– 1983.– № 7.
Акулова О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание.– 2005.– № 4.
Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханева // Дошкольное воспитание.– 1999.– № 11.
Неметова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр / Т. Неметова // Дошкольное воспитание.– 1989.– № 1.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- Цель и задачи курса:
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы очная форма обучения
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса в детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье
- Тема 9. Физическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни и деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 2. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система педагогических наук
- Тема 3. Развитие дошкольной педагогики в России
- Тема 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Тема 5. Методы педагогического исследования
- Тема 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
- Тема 8. Воспитание дошкольника в семье
- Тема 9. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей
- Тема 10. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада
- Тема 11. Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
- Тема 12. Содержание дошкольного образования
- Тема 13. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Тема 14. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 15. Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 16. Ребенок - творец культуры
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема 18. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 19. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 20. Защита прав и правовое воспитание дошкольника
- Тема 21. Воспитание основ гуманности у дошкольников
- Тема 22. Воспитание основ коллективизма у дошкольников
- Тема 23. Сенсорное воспитание дошкольников
- Тема 24. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Тема 25. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Тема 26. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Раздел «Развитие, воспитание и образование ребенка в деятельности»
- Тема 27. Ознакомление детей с природой как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 28. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Тема 29. Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Тема 30. Содержание и Методика трудового воспитания дошкольников
- Тема 31. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 34. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 35. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Тема 36. Воспитание дошкольника в игре
- Раздел «Организация педагогического процесса в доу»
- Тема 37. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении
- Тема 38. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 40. Становление и развитие учебной деятельности дошкольников
- Тема 41. Готовность к школьному обучению
- Тема: 42. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- 6. Лабораторный практикум
- 7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Сессионный экзамен
- Методическое издание дошкольная педагогика
- Авторы-составители:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11