logo search
Дошкольная педагогика

Тема 33. Строительно-конструктивные игры, педагогическая система руководства ими

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть особенности строительно-конструктивных игр, их значение в развитии ребенка, задачи, содержание и методы руководства строительно-конструктивными играми дошкольников, условия развития данного вида игр.

2. Продолжать учиться анализировать и обобщать материал различных источников.

Форма проведения занятия: собеседование.

Форма отчета: конспекты первоисточников.

Вопросы для собеседования:

1. Раскройте сущность, значение, виды, особенности строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста.

2. Укажите основные задачи и направления руководства строительно-конструктивными играми.

3. Охарактеризуйте содержание и методику руководства играми детей на различных этапах развития игровой деятельности.

4. Раскройте методику обучения детей конструированию на подготовительном этапе педагогической системы руководства строительно-конструктивной игрой.

5. Охарактеризуйте особенности руководства строительно-конструктивными играми детей разного дошкольного возраста.

6. Раскройте условия развития строительно-конструктивных игр.

Во второй части занятия студентам предлагается знакомство с видеозаписью строительно-конструктивной игры (или конструктивной деятельности) детей. Затем организуется обсуждение материалов видеозаписи по вопросам:

  1. Укажите вид детского конструирования.

  2. Сформулируйте цель и задачи игры (игрового занятия по конструированию). Соотнесите их с требованиями образовательной программы и возрастными возможностями детей.

  3. Укажите форму конструирования (если игра-занятие).

  4. Укажите этап педагогического руководства (если строительная игра).

  5. Укажите и проанализируйте эффективность и целесообразность использованных педагогом методов и приемов руководства деятельностью детей.

  6. Дайте рекомендации по совершенствованию педагогического руководства игрой (или конструктивной деятельности) детей.

Литература

Основная

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : уч. пос. для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– С. 320-330.

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова.– М.: Сфера, 2006.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова.–М.: Карапуз, 1999. (гл. по выбору)

Дополнительная

Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника / А. Н. Давидчук.– М., 1975.

Кушина В.Ф. Строительная игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника / В. Ф. Кушина // Воспитание личности ребенка дошкольного возраста: сб. науч. тр.– Пермь, 1976.

Полякова М.Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх / М. Н. Полякова // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Библиотека программы «Детство» / М. Н. Полякова.– СПб., 2001.

Парамонова Л. Творческое художественное конструирование / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание.– 2005.– № 2.

Дополнительно рекомендуемая

Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. педвузов / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М.: Просвещение, 1988.– Ч. 2.

Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / З. В. Лиштван.– М.: Просвещение, 1971.

Новоселова С.Л. Игра дошкольника / С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина и др./ под ред. С. Л. Новоселовой.– М.,1989.– С. 3-16.