logo search
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 2. Принцип коммунистического воспитания

Общей целью коммунистического воспитания в советской школе является подготовка всесторонне развитых людей, способных по­строить и защитить коммунистическое общество.

Всестороннее развитие личности предполагает идейно-политиче­ское, умственное и нравственное развитие, политехническое образо­вание и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие.

Реализация общей цели коммунистического воспитания требует поэтому решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон коммунистического воспита­ния. Составными частями коммунистического воспитания являются идейно-политическое, трудовое, нравственное, умственное, эстетиче­ское и физическое воспитание.

Выделение составных частей коммунистического воспитания опи­рается на объективные требования социалистического общества в раз­витии определенных свойств (качеств) личности. Так как свойства личности формируются не изолированно друг от друга, то и стороны воспитания, находясь во всеобщей взаимосвязи, способствуют форми­рованию целостной личности. Поэтому такие качества целостной личности, как знание, умение, убеждение, поведение и др., могут быть составной частью каждой из указанных выше сторон воспи­тания.

Но коммунистическое воспитание в процессе обучения вообще и математике в частности как принцип обучения имеет и свою содержа­тельную направленность. Содержательная направленность всех сто­рон воспитания в обучении определяется формированием коммунисти­ческого мировоззрения и морали.

Формирование коммунистического мировоззрения и морали — центральная задача коммунистического воспитания.

Под мировоззрением понимается система философских, научных, политических, нравственных и эстетических представлений и убежде­ний человека, которая отражает понимание человеком окружающей его природной и социальной среды, его отношение к ней и определяет общую направленность всей его деятельности.

Коммунистическим мировоззрением является марксизм-ленинизм, представляющий собой единственно научное мировоззрение. Марксизм-ленинизм дает материалистическое истолкование законов развития природы и общества, используя диалектический метод познания, который лежит в основе формирования научных, этических и эстети­ческих взглядов и представлений человека.

Человек развитого социалистического общества — это человек, вооруженный марксистско-ленинским мировоззрением.

Мораль — это совокупность норм, принципов и правил, регули­рующих поведение людей во всех сферах общественной жизни. Ком­мунистическая мораль неразрывно связана с марксистской идеологи­ей и научно-материалистическим мировоззрением.

Воспитание коммунистического мировоззрения и морали способ­ствует формированию характера каждого школьника. Чтобы учащий­ся мог действовать в соответствии с принципами коммунистического мировоззрения и морали, он должен сформировать у себя такие черты характера, как принципиальность, сила воли, скромность, честность по отношению к самому себе и другим людям.

Мировоззрение, базирующееся на научном знании и практическом жизненном опыте, связывает в единое целое эти свойства личности. Отсюда вытекают возможность и необходимость передачи всем людям знаний о закономерностях развития природы, общества и человече­ского мышления, чтобы они могли сознательно осуществлять деятель­ность, направленную на построение коммунистического общества.

Итак, принцип коммунистического воспитания подрастающего поколения имеет своей целью воспитание в процессе обучения всесто­ронне развитой личности на основе формирования коммунистического мировоззрения и морали.

Следовательно, в формировании коммунистических убеждений возрастает роль процесса усвоения знаний. В связи с этим в препо­давании математики (как и каждого учебного предмета) необходимо повышать активность учащихся и возбуждать у них интерес к вопро­сам, имеющим мировоззренческое значение. Важную роль в этом при­обретает освещение в преподавании математики (также других пред­метов) новых идей современной науки.

Повышение идейного уровня преподавания математики может быть достигнуто глубокой, содержательной связью математики с жизнью, с производством, с производительным трудом учащихся. Воспитанию У учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на уро­ках математики способствуют сведения из истории развития матема­тики, научное объяснение учителем закономерностей развития при­роды, общества и мышления. Чтобы в обучении (в частности, мате­матике) реализовывался принцип коммунистического воспитания, учителю необходимо руководствоваться принципами научности, со­знательности, активности и самостоятельности, стимулирования и мотивации положительного отношения школьников к учению и т. п.