logo search
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности

Данный принцип заключается в целенаправленном активном вос­приятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой перера­ботке и применении. Он вытекает из целей и задач советской средней школы, призванной готовить активных и сознательных строителей коммунистического общества, а также из особенностей процесса обу­чения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.

Реализация принципа сознательности, активности и самостоятель­ности в обучении предполагает выполнение следующих условий:

а) соответствие познавательной деятельности учащихся законо­мерностям процесса учения;

б) познавательная активность учащихся в процессе учения;

в) осознание школьниками процесса учения;

г) владение учащимися методами умственной работы в процессе познания «нового».

Остановимся кратко на сущности этой совокупности условий. Учебное познание есть учение, т. е. деятельность учащихся по усвое­нию новых знаний и способов деятельности. Следовательно, говоря об усвоении, мы имеем в виду познавательную деятельность учащихся (процесс учения), но всегда в единстве с руководящей, обучающей ролью учителя и содержанием учебного материала с учетом его струк­туры.

Отсюда следует, что сущность процесса обучения в целом и его составной части — учения (усвоения) заключается в том, что этот процесс вытекает из общего хода процесса познания и его законо­мерностей. В соответствии с ним дидактика выделяет в процессе ус­воения диалектически взаимосвязанные этапы познавательной дея­тельности учащихся: восприятие — осмысление — закрепление — применение.

Если в процессе познания нового учащиеся будут совершать умст­венные и практические действия в соответствии с выделенными этапа­ми процесса учения, включающими в себя действия по восприятию изу­чаемого материала, его осмыслению (пониманию), закреплению и при­менению, то можно утверждать, что в обучении созданы условия для активизации познавательной деятельности учащихся и осознания ими процесса учения.

Здесь следует обратить внимание на три обстоятельства. Во-пер­вых, процесс познавательной деятельности в каждом отдельном случае не обязательно проходит по всем этапам учебного познания и в указанной последовательности. Например, при дедуктивном рас­суждении учащимся нет необходимости проходить этап восприятия изучаемых явлений и формирования соответствующих представлений. Так, при усвоении нового знания о том, что всякое сечение шара плоскостью есть круг, учащимся предлагается конкретный факт — данная плоскость пересекает шар — и общее правило относительно всех плоскостей, пересекающих шар, — всякое сечение шара плос­костью есть круг. Применив это общее правило к конкретному фак­ту, учащиеся приходят к одному и тому же выводу: «Следовательно, данное сечение есть круг».

Во-вторых, выделенные выше четыре условия реализации принци­па сознательности, активности и самостоятельности не являются не­зависимыми. Выполнение первого условия означает выполнение остальных. Однако выделение такой совокупности условий раскры­вает дидактический механизм действия самого принципа, что важно и необходимо знать учителю.

В-третьих, чтобы в обучении было установлено соответствие по­знавательной деятельности учащихся закономерностям процесса уче­ния (первое условие), необходима целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся ответственного отношения к приобретению и усвоению знаний, их осмысливанию и практическому применению. Только в результате такой управляющей деятельности учителя можно говорить о реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении.

Сознательность понимается в дидактике как овладение учащимися данными науки, учебным материалом, глубокое осмысление его, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях, пре­вращение знаний в убеждения, в руководство к действию.

В процессе сознательного усвоения знаний формируется творчес­кое отношение к изучению и применению знаний, логическое мышле­ние учащихся и их мировоззрение.

Сознательное усвоение знаний исключает догматическое, при ко­тором учащиеся принимают на веру преподносимые учителем знания. Результатом догматического усвоения является формализм знаний. Основными признаками формализма знаний являются отсутствие кон­кретных представлений об изучаемых явлениях; запоминание без понимания, без умения творчески применять знания на практике; безынициативность; отсутствие высоких общественных идеалов, глу­боких убеждений и готовности бороться за них.

Конкретно в обучении математике формализм в знаниях особен­но часто проявляется в том, что учащиеся безошибочно дают форму­лировку определения того или иного понятия, но не могут им восполь­зоваться при решении задач, доказательстве теорем.

В теории обучения выявлены признаки осознанности знаний, ко­торыми может руководствоваться учитель в процессе обучения. К ним относится следующая совокупность признаков:

а) понимание учащимися характера связей между знаниями (рядоположности и соподчиненности, степени их существенности);

б) понимание механизма становления и проявления связей;

в) умение обосновывать знания;

г) понимание способов получения знаний и сферы их применения. Сознательное обучение обязательно предполагает активную дея­тельность учащихся в этом процессе.

Активность есть деятельное состояние учащегося, которое ха­рактеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Такую активность учащихся в обучении называют познавательной актив­ностью.

В учебном процессе активность учащихся получает свое выраже­ние не только в работе мысли, но и в практической деятельности, в общественной работе, в волевом напряжении и в эмоциональных пе­реживаниях.

Умственная активность учащихся в процессе обучения математи­ке имеет особо важное значение при формировании понятий. Поэтому учителю необходимо владеть методическими приемами, возбуждаю­щими мыслительную активность учащихся в этом процессе.

Активность учащихся в обучении проявляется в их инициативно­сти и высокой степени самостоятельности (или познавательной само­стоятельности).

Познавательная самостоятельность является высшей формой ак­тивности и сознательности учащихся в процессе учения. Поэтому осу­ществление в обучении сознательного и активного процесса учения неизбежно формирует такое важное качество личности, как познава­тельная самостоятельность, которая является важнейшей характери­стикой деятельности школьника в учебном процессе.

В теории обучения выделены признаки познавательной самостоя­тельности учащихся. К ним относятся стремление и умение самостоя­тельно мыслить; способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к решению новой задачи; желание понять не толь­ко усваиваемые знания, но и способы их добывания; критический под­ход к суждению других; независимость собственных суждений.

Большое значение в плане формирования познавательной актив­ности и самостоятельности учащихся имеют самостоятельные работы. Самостоятельные работы являются формой совместной единой дея­тельности учителя и учащихся. Выполняя самостоятельную работу, учащиеся активно оперируют приобретенными знаниями, умениями "и навыками, совершают поисковую деятельность. Поэтому в этой само­стоятельной деятельности учащегося укрепляются и взаимообуслов­ливаются его познавательная активность и самостоятельность, а такая деятельность отличается высоким уровнем сознательности.

Если в результате обучения учащиеся приобрели такое качество личности, как познавательная самостоятельность, то можно утвер­ждать, что на всех этапах учебного познания реализовывался дидак­тический принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении.