logo search
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 9. Принцип прочности знаний

Принцип прочности знаний обусловливается как задачами школы, так и закономерностями процесса обучения. Опираться на приобре­тенные знания, умения и навыки можно лишь в том случае, когда они усвоены твердо и длительное время удерживаются в памяти.

Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у учащихся на­учного мировоззрения, развития их способностей, подготовки к прак­тической деятельности.

В дидактике сформулированы условия прочности знаний. К ним относятся:

активное приобретение знаний с целью сознательного их усвое­ния;

научность обучения;

создание в обучении условий для запоминания учебного мате­риала.

Содержание и сущность принципов научности и сознательности в обучении было раскрыто выше. Поэтому рассмотрим некоторые осно­вы механизма запоминания в процессе обучения.

Запоминание есть процесс памяти, в результате которого проис­ходит закрепление нового путем связывания его с ранее приобре­тенным.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется не все, что оказывает воздействие на органы чувств индивида. От чего это зависит?

Запоминание является закономерным продуктом действия субъек­та с объектом, т. е. запоминается то, с чем человек действует. При этом успешность запоминания учебного материала определяется моти­вами, целями и способами деятельности личности.

Назовем основные условия запоминания материала в обучении:

учебный материал запоминается учащимися лучше, если он вхо­дит в содержание основной цели деятельности. Например, если целью действий учащихся является выявление свойств той или иной геомет­рической фигуры, то их запоминание будет лучшим, нежели в том случае, когда свойства фигуры сообщаются непосредственно учителем;

учебный материал запоминается лучше, если он вызывает активную умственную работу над ним. Поэтому материал более трудный «поминается лучше, чем легкий, так как связи между элементами трудного текста являются более содержательными;

материал, вызывающий у учащихся интерес и эмоции, запомина­ется лучше. В этом случае важное значение приобретает мотивация учебной деятельности учащихся. Это можно, например, достигнуть за счет построения системы задач, в которой результат решения пре­дыдущей задачи необходим для решения данной. Важным мотивом деятельности является установка на то, что знания, полученные при изучении данного материала, находят широкое применение на прак­тике, в жизни;

лучшему запоминанию учащимися учебного материала способст­вует его разбиение на небольшие порции по смысловому содержанию с выделением главного, основного в каждой такой части;

лучшему запоминанию способствуют умело организованное по­вторение пройденного материала (предваряющее изучение нового, сопровождающее его изучение, итоговое и т. д.), своевременный конт­роль знаний, умений и навыков учащихся, своевременное предупреж­дение и устранение пробелов в знаниях учащихся.

Установлено, что запоминание в процессе повторения происходит более успешно, если учащиеся используют разнообразные виды мы­слительной деятельности (обобщают, сравнивают, анализируют, син­тезируют и т. д.), если повторение организуется так, что оно преду­преждает забывание ранее усвоенного.

Учитывая специфику математики, изучаемой в школе, необходимо иметь в виду, что строгие математические формулировки (определе­ний, теорем) должны быть итогом изучения соответствующих объек­тов, свойств, отношений на интуитивном уровне. Такой методический подход облегчает запоминание формулировок математических предло­жений.

Следует заметить, что в реализации принципа прочности важное значение имеет самостоятельная работа учащихся.