logo search
metod_ukaz_k_prakticeskim_i_laborat_zanyatiyam

Коллоквиум Методика развития речи младших школьников

    1. В чём сходство и различие наук, изучающих язык и речь. Аргументируйте. Назовите эти науки.

2. Каково содержание методических понятий «изучение языка», «развитие речи»?

3. Подберите примеры языковых и собственно речевых заданий.

4. Каковы основные направления работы по развитию речи? На основе анализа программ докажите, что развитие речи – это принцип обучения.

5. Охарактеризуйте основные положения функциональной стилистики, культуры речи и теории текста, важные для методики развития речи. В чем их практическая значимость для постановки работы в начальных классах?

Какие положения современной психологической науки необходимо учитывать при организации речевой работы в школе?

6. Назовите основные признаки текста. Подберите упражнения из учебников для усвоения учащимися признаков текста.

7. Охарактеризуйте основные разновидности ошибок, допускаемых детьми в содержании устных и письменных высказываний.

8. Опишите и подберите из учебников русского языка упражнения для формирования умений связной речи.

9. В школьной практике часто прибегают к заданию: озаглавьте текст. Каковы дидактическая цель задания и требования к организации работы (покажите на конкретных примерах)?

10. На формирование каких умений может быть направлено редактирование содержания текстов? Как должны быть сформулированы задания (подберите примеры)?

11. Каково назначение работы над планом? Перечислите виды заданий по использованию готового плана, его составлению, перестройке? Подберите примеры.

12. В чем различие между грамматическими ошибками и речевыми недочетами? Каков практический смысл такого различения? Используйте примеры из методической копилки.

13. Почему грамматические ошибки в корне, приставке, суффиксе (мукает, тихота, вдарил) квалифицируются как словообразовательные, а в окончании (местов) – как морфологические?

14. Характеризуя лингвистическую сущность ошибок типа в метре, на лбе и т.п., студентка сказала, что они в окончаниях слов. Какой ответ будет более точным? Почему?

15. Часто детские ошибки свидетельствуют об объективной сложности нашего языка, о том, что знания моделей слов, словосочетаний недостаточно – нужен еще и речевой опыт их использования. Докажите справедливость этой мысли на следующих примерах: тихота, мукает корова, учувствовать, собраться с мощью и ударить, рад победой – был доволен победе.

16. В чем различие понятий «обогащение словарного запаса детей» и «совершенствование лексического строя их речи», «расширение грамматических знаний учащихся» и «совершенствование грамматического строя их речи»?

17. Каково содержание работы над словом, словосочетанием и предложением при изучении различных разделов и тем курса русского языка? Подберите примеры.

18. Каковы задачи и содержание лексической работы на уроках чтения?

19. Охарактеризуйте основные виды упражнений, направленных на совершенствование культуры речи школьников.

20. Иногда, отвечая на вопрос о назначении работы по развитию речи, студенты как итоговую задачу обучения называют: научить писать сочинения и изложения. В чем ошибочность такого ответа?

21. Основной тезис учения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития детей состоит в следующем: то, что ребёнок может сегодня сделать с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Опираясь на эту мысль, покажите роль изложений для развития детской речи.

22. Что общего и различного в задачах, содержании обучения и методических требованиях к проведению изложений и сочинений.

23. Дайте обзор видов творческих работ, охарактеризуйте их специфику.

24. Каковы содержание самопроверки детьми творческих работ и технология этого процесса?

25. Как проводить на уроке анализ сочинений и изложений учащихся, если иметь в виду не констатацию результатов, а дальнейшее обучение детей?

26. Охарактеризуйте отличительные черты устной речи (по сравнению с письменной), опишите содержание и приёмы работы над культурой устных высказываний младших школьников.

27. Какие вопросы должен поставить перед собой и решить учитель, готовясь к уроку развития речи?

58