logo search
035517_845F9_cherkasov_r_s_krupich_v_i_i_dr_met

§ 3. Принцип научности

Требование научности содержания образования было выдвинуто в советской педагогической литературе еще в работах Н. К. Крупской (см.: «О работе над новым учебником для новой программы»).

Статус дидактического принципа требование научности в обуче­нии приобрело с 1950 г., когда оно было сформулировано и обосно­вано М. Н. Скаткиным. Было показано, что воспитание человека ком­мунистического общества непосредственно связано с требованием научности содержания школьного образования.

В дальнейшем Л. Я- Зорина показала, что под научностью содер­жания образования следует понимать такую его качественную харак­теристику, которая удовлетворяет трем признакам:

а) соответствие содержания образования уровню современной науки;

б) создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания;

в) показ важнейших закономерностей процесса познания.

Эти условия взаимосвязаны между собой, ибо реализация каждого из последующих обусловлена выполнением предыдущих. Каждое предыдущее условие является необходимой базой для реализации последующего.

Первое условие говорит о том, что в соответствии с принципом научности образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, должен в определенной мере соответствовать уровню современной науки. Это требование принципа научности было с достаточной полнотой реализовано в процессе проведенной в по­следние годы модернизации обучения математике в школе.

Второе условие говорит о том, что принцип научности требует также знания общих методов научного познания. Но это лишь необ­ходимое условие научности знаний. Оно недостаточно для создания у учащихся представлений о процессе познания.

Одним из наиболее эффективных методов научного познания дей­ствительности в математике является построение математических мо­делей изучаемых явлений.

Метод моделирования широко применяется сейчас в самых разно­образных областях знаний. Поэтому второе требование принципа на­учности естественным образом выдвигает на первый план обучение школьников доступным для них способам математического моделиро­вания.

Третье условие указывает на то, что принцип научности требует формирования у учащихся представлений о процессе познания и его закономерностях.

В обучении математике у учителя имеется много возможностей показать учащимся закономерности процесса познания. Эти вопросы будут предметом специального рассмотрения в последующих главах.

Именно поэтому в процессе обучения основам наук в школе шире должны внедряться проблемное обучение и разнообразные исследо­вательские приемы. В процессе реализации принципа научности учитель должен соблюдать также принцип доступности, чтобы содер­жание, формы и методы обучения учитывали реальные возможности учащихся. При этом необходимо учитывать и то, что принцип до­ступности предполагает обучение на достаточно высоком уровне трудности. Однако это можно достигнуть лишь при наилучшем соче­тании индивидуальных и коллективных форм познавательной дея­тельности школьников в обучении.