Методические задачи
1. По первому вопросу см. работы М.Р. Львова.
2. По второму вопросу см. методические пособия под редакцией М.С. Соловейчик.
Потренируйтесь в анализе детских работ. Отметьте в них не только недочёты, но и достоинства в выборе языковых средств.
1) Ранняя осень в лесу
Пришла в лес осень. Пожелтели берёзы, покраснели осины. Падают листья, как парашютисты. Красиво! Много загадок в осеннем лесу. Где-то растёт грибок, где-то ещё цветёт цветок. Надо просто быть наблюдательным. Вон рыжик, а рядом – сыроежка. Зашумели на ветру деревья. И посыпал золотой кленовый дождь. А красавица рябина стоит с поспевшими плодами, которые являются кормом для птиц. Постепенно дни становятся короче. Засыпает осенний лес.
2) Мы ходили в лес на экскурсию. Наступила золотая пора года. Под ногами шуршат цветные вороха опавшей листвы. Кругом шорох и шелест. По лесу будто расхаживает и пугает зайцев таинственный невидимка. Облетает яркий наряд деревьев. Животные тоже меняют осенью окраску шерсти: зайцы, лисицы, белки и другие. Всё напоминает, что наступила осень. Листья засыпали грибы, но я нашла немного рыжиков, подосиновиков и подберёзовиков, когда мы с семьёй гуляли по осеннему лесу. Ветер-листобой разметал по полянам опавший лист. Шумными коврами устланы лесные тропинки лесов. Веет рыжая метель. Это осень золотая. Кто её не рад! Весело играя, мы встретили лесной осенний листопад.
Отметьте в приведённом ниже сочинении часть, не относящуюся к теме. Составьте задание на редактирование для учащихся 3 или 4 класса. Укажите цель работы и её место в системе обучения. Сформулируйте конечный вывод, который должен быть сделан детьми.
Как мы делали ледяную горку
Промелькнула осень. Наступили холода. А вот и закружились в воздухе пушистые снежинки. Снега становилось всё больше и больше. Пышные шапки накрыли пни, камни, деревья.
Ребятам на улице раздолье. В воскресенье мы играли в снежки, катались на лыжах. А кто-то предложил построить ледяную горку. И мы принялись за дело. Стали из снега вырезать лопатой кирпичи и складывать один на другой. Складывали, пока не получилась большая гора. С одной стороны мы вырубили ступеньки, а другую засыпали снегом, плотно притоптали и полили водой. Когда вода замёрзла, получилась отличная горка. Мы стали кататься. Нам было весело и радостно.
В связи с написанием сочинения на тему «Золотая осень» учитель предложил третьеклассникам для критического анализа такой текст.
Золотая осень
Наступила красавица осень. Летят с деревьев жёлтые и красные листья. Чаще льёт дождь. Улетели птицы. Дни стали короче и холоднее. С полей убрали хлеб. Идёт посадка озимых. Замёрзли озёра.
Охарактеризуёте цель работы, этап подготовки сочинения, систему вопросов, сформулируйте вывод.
Лабораторное занятие №1
- 5. Методические указания для студентов
- 5.1.Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
- I. Методика обучения грамоте
- Усвоение основ фонетики и графики в период обучения грамоте
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
- Литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения чтению в период обучения грамоте
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
- Литература
- 3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.
- Методические рекомендации
- Методика проведения урока чтения на основном этапе обучения грамоте
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методика обучения письму
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические указания
- Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ учебных пособий по обучению грамоте
- Литература
- Методическая копилка
- Вопросы и задания к зачёту по разделу “Методика обучения грамоте”
- Характеристика программ и учебных книг по литературному чтению
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Анализ содержания литературного произведения
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Виды работы с текстом в процессе чтения и анализа литературного произведения
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика обучения пересказу. Литературное творчество младших школьников
- 3. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методика работы над произведениями разных жанров
- Детская книга как учебный материал на уроках литературного чтения
- Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)
- Содержание обучения и структура школьного курса русского языка
- Литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987, 2000.
- Методические рекомендации
- Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика изучения морфемного состава слова и элементов словообразования
- Методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методика изучения имени существительного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения имени прилагательного
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Методика изучения глагола
- Методические рекомендации и практические задания
- Литература
- Лексическая работа в начальных классах
- Литература
- Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Методические рекомендации
- Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах
- Литература
- Методические рекомендации и практические задания
- Обучение младших школьников культуре речи
- Литература
- Методические рекомендации
- Развитие орфографической зоркости
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Задания и методические рекомендации
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Методические указания
- Дополнительная литература
- Методика организации учёта и проверки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и орфографии
- Литература
- Дополнительная литература
- Методические указания
- Коллоквиум «Методика обучения правописанию» Вопросы для обсуждения:
- Вопросы и задания к зачёту по разделу «Методика орфографии»
- Основная литература
- 1. Львов м.Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
- Задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников
- Методические рекомендации
- Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения изложению
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации
- Методика обучения сочинению
- Литература
- Методические рекомендации
- Анализ и оценка детских творческих работ. Обучение младших школьников контролю за своей речью
- Методические задачи
- Урок обучающего изложения
- Урок обучающего сочинения
- Коллоквиум Методика развития речи младших школьников