logo
922358

1. Псевдотесты по основам теории курса

Приводимые здесь псевдотесты (их 66) могут быть распределены по разделам и использованы по мере освоения каждого из изученных вопросов. Чтобы облегчить осуществление подобного варианта даем поясняющую схему. Три раздела содержат тезисное изложение основ методики (I), методов (II) и методологии (III) педагогического исследования.

Разделы

I

II

III

Вопросы №№

1

2

3

4

5-6

7

8-10

11-15

16

17

18

19-21

23-24

26-28

Псевдотесты №№

им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13-42

43-45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

Каждый раздел включает в себя свои вопросы, которым в свою очередь, соответствуют свои псевдотесты.

1. Какое место следует отвести педагогике в «треугольнике наук» Б.М. Кедрова:

а) между биологией и психологией;

б) между философией и психологией;

2. Какое утверждение соответствует подходу к педагогике как интегральной науке об образовании человека:

а) своего объекта и предмета педагогика не имеет;

б) объект педагогики - явления действительности, обуславливающие развитие человека, предмет - образование как целенаправленный процесс.

3. Проведите линии соответствия между наукой и соответствующей категорией (по М.Т. Громковой):

а) психология,

б) социология,

в) философия, антропология,

г) педагогика,

I субъект образования,

II личность,

III индивид,

IV индивидуальность.

4. Укажите вариант ответа, где известные типы педагогических исследований расположены от простых к сложным:

а) фундаментальные, прикладные, разработки;

б) разработки, прикладные, фундаментальные.

5. Какой тип педагогического исследования предполагает больший научный и теоретический «выход продукции», результат:

а) фундаментальные;

б) прикладные.

6. Какой тип педагогического исследования предполагает результат, более ориентированный на потребности практики:

а) фундаментальные;

б) прикладные.

7. К какому этапу относит В.С. Леднев уточнение методологических позиций исследования:

а) начальному этапу;

б) основному циклу;

в) заключительной фазе.

8. Расположите в необходимой хронологической последовательности фазы научно-педагогического исследования (по А.М. Новикову):

- проектирование;

- технологическая;

- рефлексивная;

а) проектирование, технологическая, рефлексивная;

б) рефлексивная, технологическая, проектирование.

9. Расположите в правильной хронологической последовательности перечисленные стадии фазы проектирования научно-педагогического исследования (по А.М. Новикову):

а) концептуальная, моделирования, конструирования, технологической подготовки;

б) конструирования, технологической подготовки, концептуальная, моделирования.

10. Технологическая фаза (по А.М. Новикову) состоит из двух стадий, следующих друг за другом в указанной последовательности (выберите верный вариант):

а) реализация модели системы, оформление результатов;

б) оформление результатов, реализация модели системы.

11. Верно ли, что окончательная формулировка темы следует лишь с поле написания основной части диссертационной работы:

а) да;

б) нет.

12. Верно ли, что разработке специальной программы подготовки и проведения педагогического эксперимента должно предшествовать теоретическое исследование разработанности проблемы:

а) да;

б) нет.

13. В какой последовательности обычно указываются используемые группы методов педагогического исследования в тексте завершенной диссертационной работы:

а) эмпирические – теоретические – обработки результатов;

б) теоретические – эмпирические – обработки результатов.

14. К какой группе методов педагогических исследований относится каждый метод из перечисленных в левом столбце (проведите линии соответствия):

  • эксперимент

  • наблюдение

  • опрос

  • изучение документации

  • анализ и синтез

  • индукция и дедукция

  • работа с литературой

  • математические

  • статистические

а) эмпирические

б) теоретические

в) обработки результатов

15. Результаты каких педагогических наблюдений могут быть более достоверными, надежными и объективными (при других равных условиях):

а) включенное

в) открытое

д) сплошное

или

или

или

б) невключенное;

г) скрытое;

е) выборочное.

16. Как называется опрос в свободной форме по разработанной программе и без записи ответов:

а) беседа;

б) анкетирование.

17. Какой вид опроса позволяет обеспечить большую массовость сбора информации при меньших затратах сил и времени исследователя:

а) индивидуальное, интервью;

б) заочное, анкетирование.

18. К какому методу педагогического исследования относятся:

а) изучение документации;

б) изучение продуктов деятельности учащихся.

19. К какому методу педагогического исследования относятся:

а) изучение документации;

б) изучение продуктов деятельности учащихся.

20. Как называется эксперимент в специально созданных условиях:

а) естественный;

б) лабораторный.

21. Как называется эксперимент, имеющий целью фиксацию существующего положения:

а) констатирующий;

б) преобразующий

22. Как называется эксперимент, имеющий целью внесение позитивных изменений в педагогическую ситуацию, действительность:

а) констатирующий;

б) преобразующий

23. Теоретических анализ как логический метод предполагает следующую мысленную операцию с объектом и его качествами… (укажите верный вариант):

а) расчленение;

б) соединение.

24. Синтез как логический метод теоретического исследования имеет целью в ходе изучения:

а) расчленение объекта, его качеств, свойств,

б) соединение их.

25. Как называется метод научного исследования, предусматривающий движение мысли от общего к частному:

а) индукция;

б) дедукция.

26. Как называется метод научного исследования, предусматривающий движение мысли от частного к общему:

а) индукция;

б) дедукция.

27. Содержание какого метода состоит в изучении монографий, статей, диссертаций по исследуемой проблеме, теме:

а) работа с литературой,

б) заочное анкетирование.

28. Как называется метод фиксации и хранения списка публикаций по избранной теме, проблеме:

а) составление библиографии,

б) тезирование публикаций.

29. Как называется метод краткого связного изложения изучаемой работы:

а) реферирование;

б) цитирование.

30. Как называется достаточно подробное изложение работы:

а) конспект;

б) аннотация.

31. Как называется общее краткое изложение основного смысла работы объемом до одной страницы:

а) аннотация;

б) конспект.

32. Как называется числовая система, в которой отношения между различными свойствами изучаемых явлений, процессов переведены в свойства того или иного числового ряда:

а) шкала измерения;

б) арифметическая прогрессия.

33. К какой группе шкал измерений относятся шкала классификаций (наименований, номинальная) и порядковая (ранговая) шкала:

а) качественные (слабые);

б) количественные (сильные).

34. К какой группе шкал измерений относятся интервальная шкала и шкала отношений:

а) качественные (слабые);

б) количественные (сильные).

35. К какому типу шкал относятся школьные отметки:

а) классификации;

б) порядковая;

в) интервальная;

г) отношений.

36. Каким образом можно превратить слабую шкалу – шкалу порядка (школьные отметки) в сильную – шкалу интервалов:

а) объективизация контроля и введение 12 балльной 4-х уровневой шкалы с условным нулем в каждом из уровней усвоения;

б) применение программированного обучения.

37. Какая шкала допускает применение всех арифметических действия и статистических методов при обработке результатов измерений:

а) отношений;

б) порядковая (ранговая).

38. Как называется обобщающий показатель, в котором находит выражение действие общих условий, закономерность изучаемого явления:

а) среднее арифметическое;

б) дисперсия.

39. Как называется среднеарифметическая оценка членов группы обучающихся:

а) средняя успеваемость;

б) средняя геометрическая.

40. Как называют значение «срединного наблюдения в ряду распределения»:

а) медиана;

б) дисперсия.

41. Как называется в дискретном ряду та варианта, которая встречается с наибольшей частотой:

а) мода;

б) дисперсия.

42. В чем состоит дидактический смысл - среднего квадратичного отклонения:

а) характеризует степень индивидуализации обучения и однородности успеваемости в классе;

б) характеризует в процентах эффективность экспериментируемой методики.

43. В многослойном педагогическом знании методология находится между…:

а) общей педагогикой и методический слоем;

б) философией и общей педагогикой.

44. Какой функции методологии соответствует та или иная форма:

а) регулятивная – дескриптивная,

нормативная – прескриптивная;

б) регулятивная – прескриптивная,

нормативная – дескриптивная.

45. Укажите верную последовательность уровней в иерархии методологии исследования:

а) философский – общенаучный – конкретно-научный – технологический;

б) технологический – конкретно-научный – общенаучный – философский.

46. Выберите верный ответ:

а) методология педагогики и методика соотносятся как высший слой знания и низший;

б) методика в педагогике – понятие более широкое, чем методология.

47. Выберите верный ответ:

а) методология педагогического исследования и методика его соотносятся как частное и общее;

б) методология исследования включает методику, т.е. первое шире второго.

48. Соедините линиями соответствия компоненты научного аппарата, которые относятся:

а) к критериям качества исследования;

б) косвенным методологическим параметрам.

б)

основные параметры

1 актуальность

2 проблема

3 тема

4 объект

5 предмет

6 цель

7 задачи

8 гипотеза

9 научная новизна

10 теоретическая значимость

11 практическая значимость

а)

критерии качества

49. Какой компонент научного аппарата исследования характеризует степень расхождения между на научные идеи и практические рекомендации и предложениями науки и практики в настоящее время:

а) актуальность исследования;

б) цель исследования.

50. Как называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования:

а) объект исследования;

б) предмет исследования.

51. Как называется компонент научного аппарата, формирующий предполагаемый результат исследования, «то, ради чего выполняются работа»:

а) цель исследования;

б) проблема исследования.

52. Как называется компонент научного аппарата, который вытекает из предмета исследования и является конкретизацией цели:

а) задачи исследования;

б) положения, выносимые на защиту.

53. Как называется компонент методологического аппарата исследования, являющийся теоретически обоснованным предположением, истинность которой подлежит проверке:

а) гипотеза исследования;

б) объект исследования.

54. К какому из трех «слоев» методологических основ педагогического исследования следует отнести диалектический метод познания, теорию научного творчества:

а) общая (общенаучная) методология;

б) специальная (конкретно-научная) методология;

в) теоретические основы исследования.

55. К какому из трех «слове» методологии следует отнести постулаты и аксиомы исследуемой проблемы:

а) общая (общенаучная) методология;

б) специальная (конкретно-научная) методология;

в) теоретические основы исследования.

56. К какому из трех «слове» методологии следует отнести педагогические и дидактические принципы:

а) общая (общенаучная) методология;

б) специальная (конкретно-научная) методология;

в) теоретические основы исследования.

57. Верно ли утверждение о том, что выбор методологического (исследовательского) подхода изначально определяет, в какой «системе координат» будет осуществляться исследование, какова будет его стратегия:

а) да, безусловно;

б) нет, это ничего не определяет.

58. Проанализируйте приводимый перечень методологических подходов и попробуйте выделить:

а) группы близкородственных подходов, близких по смыслу, совместимых в одном исследовании;

б) группы подходов-антагонистов, не совместимых в одном исследовании.

  • системный

  • синергетический

  • личностно-ориентированный

  • культурологический

  • диалектический

  • оптимизационный

  • информационный(кибернетический)

  • деятельностный

  • технологический

  • контекстный

  • комплексный

  • целостный

  • феноменологический

  • модульный

  • рефлексивно-деятельностный

  • диалогический

  • антропологический

  • аксиологический

  • гуманистический

  • этнопедагогический

59. Какой из вышеперечисленных подходов (в предыдущем вопросе) Вы бы отнесли к…:

а) общенаучным методологическим подходам;

б) конкретно-методологическим подходам (из человековедческих наук).

60. Могут ли выполнить роль теоретической основы педагогического, дидактического исследования следующие теории:

  • развивающее обучение

  • проблемное обучение

  • эвристическое обучение

  • модульное обучение

  • дифференцированное обучение

  • личностно-ориентированное обучение

  • творческому саморазвитию обучение

  • теория планомерного формирования умственных действий

а) да;

б) нет

61. Верно ли, что при оценке новизны результата педагогического исследования она может иметь виды: теоретической новизны и практической новизны:

а) да;

б) нет.

62. Расположите уровни новизны по их значению, значимости (от высшего к низшему) для теории и практики образования (выберите верный вариант):

а) конкретизации, дополнения, преобразования;

б) преобразования, дополнения, конкретизации.

63. Как можно оценить теоретическую значимость исследования, открывшего новое направление в данной отрасли, смежных дисциплинах, перспективы для прикладных исследований:

а) очень высокая;

б) низкая.

64. Как называется компонент, где указаны главные содержательные выводы, формулируемые в заключительной фазе работы над исследованием:

:а) положение, выносимые на защиту;

б) достоверность результатов;

в) апробация результатов исследования;

г) практическая значимость.

65. Какой компонент педагогического исследования содержит ответ на вопрос: «Что дает практике обучения и воспитания это исследование?»:

а) положение, выносимые на защиту;

б) достоверность результатов;

в) апробация результатов исследования;

г) практическая значимость.

66. Какой компонент педагогического исследования содержит ответ на вопрос «Что главное, ради чего проводилось исследование, что доказывает данная работа»:

а) положение, выносимые на защиту;

б) достоверность результатов;

в) апробация результатов исследования;

г) практическая значимость.

Э т а л о н ы о т в е т о в

( К л ю ч к с и с т е м е п с е в д о т е с т о в )

1 б; 2 б; 3 а - III, б – II, в – VI, г – I; 4 б; 5 а; 6 б; 7 в; 8 а; 9 а; 10 а; 11 а; 12 а; 13 б; 14 а) 1, 2, 3, 4; б) 5, 6, 7; в) 8, 9; 15 б, г, д; 16 а; 17 б; 18 б; 19 а; 20 б; 21 а; 22 б; 23 а; 24 б; 25 б; 26 а; 27 а; 28 а; 29 а; 30 а; 31 а; 32 а; 33 а; 34 б; 35 б; 36 а; 37 а; 38 а; 39 а; 40 а; 41 а; 42 а; 43 б; 44 а; 45 а; 46 а; 47 б; 48 а) 1, 9, 10, 11; б) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; 49 а; 50 а; 51 а; 52 а; 53 а; 54 а; 55 в; 56 б; 57 а; 58 – 59 а) 1, 9, 10, 11; б) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; 60 а; 61 а; 62 б; 63 а; 64 а; 65 г; 66 а.