1. Псевдотесты по основам теории курса
Приводимые здесь псевдотесты (их 66) могут быть распределены по разделам и использованы по мере освоения каждого из изученных вопросов. Чтобы облегчить осуществление подобного варианта даем поясняющую схему. Три раздела содержат тезисное изложение основ методики (I), методов (II) и методологии (III) педагогического исследования.
Разделы
| I | II | III | |||||||||||
Вопросы №№
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5-6 | 7 | 8-10 | 11-15 | 16 | 17 | 18 | 19-21 | 23-24 | 26-28 |
Псевдотесты №№ им соответствующие | 1 2 3 | 4 5 6 | 7 8 9 10 11 12 | 13-42 | 43-45 | 46 47 | 48 | 49 50 51 52 53 | 54 55 56 | 57 | 58 59 | 60 | 61 62 63 | 64 65 66 |
Каждый раздел включает в себя свои вопросы, которым в свою очередь, соответствуют свои псевдотесты.
1. Какое место следует отвести педагогике в «треугольнике наук» Б.М. Кедрова:
а) между биологией и психологией;
б) между философией и психологией;
2. Какое утверждение соответствует подходу к педагогике как интегральной науке об образовании человека:
а) своего объекта и предмета педагогика не имеет;
б) объект педагогики - явления действительности, обуславливающие развитие человека, предмет - образование как целенаправленный процесс.
3. Проведите линии соответствия между наукой и соответствующей категорией (по М.Т. Громковой):
а) психология, б) социология, в) философия, антропология, г) педагогика,
| I субъект образования, II личность, III индивид, IV индивидуальность.
|
4. Укажите вариант ответа, где известные типы педагогических исследований расположены от простых к сложным:
а) фундаментальные, прикладные, разработки;
б) разработки, прикладные, фундаментальные.
5. Какой тип педагогического исследования предполагает больший научный и теоретический «выход продукции», результат:
а) фундаментальные;
б) прикладные.
6. Какой тип педагогического исследования предполагает результат, более ориентированный на потребности практики:
а) фундаментальные;
б) прикладные.
7. К какому этапу относит В.С. Леднев уточнение методологических позиций исследования:
а) начальному этапу;
б) основному циклу;
в) заключительной фазе.
8. Расположите в необходимой хронологической последовательности фазы научно-педагогического исследования (по А.М. Новикову):
- проектирование;
- технологическая;
- рефлексивная;
а) проектирование, технологическая, рефлексивная;
б) рефлексивная, технологическая, проектирование.
9. Расположите в правильной хронологической последовательности перечисленные стадии фазы проектирования научно-педагогического исследования (по А.М. Новикову):
а) концептуальная, моделирования, конструирования, технологической подготовки;
б) конструирования, технологической подготовки, концептуальная, моделирования.
10. Технологическая фаза (по А.М. Новикову) состоит из двух стадий, следующих друг за другом в указанной последовательности (выберите верный вариант):
а) реализация модели системы, оформление результатов;
б) оформление результатов, реализация модели системы.
11. Верно ли, что окончательная формулировка темы следует лишь с поле написания основной части диссертационной работы:
а) да;
б) нет.
12. Верно ли, что разработке специальной программы подготовки и проведения педагогического эксперимента должно предшествовать теоретическое исследование разработанности проблемы:
а) да;
б) нет.
13. В какой последовательности обычно указываются используемые группы методов педагогического исследования в тексте завершенной диссертационной работы:
а) эмпирические – теоретические – обработки результатов;
б) теоретические – эмпирические – обработки результатов.
14. К какой группе методов педагогических исследований относится каждый метод из перечисленных в левом столбце (проведите линии соответствия):
| а) эмпирические
б) теоретические
в) обработки результатов |
15. Результаты каких педагогических наблюдений могут быть более достоверными, надежными и объективными (при других равных условиях):
а) включенное в) открытое д) сплошное
| или или или | б) невключенное; г) скрытое; е) выборочное. |
16. Как называется опрос в свободной форме по разработанной программе и без записи ответов:
а) беседа;
б) анкетирование.
17. Какой вид опроса позволяет обеспечить большую массовость сбора информации при меньших затратах сил и времени исследователя:
а) индивидуальное, интервью;
б) заочное, анкетирование.
18. К какому методу педагогического исследования относятся:
изучение рисунков учащихся;
изучение письменных и контрольных работ.
а) изучение документации;
б) изучение продуктов деятельности учащихся.
19. К какому методу педагогического исследования относятся:
изучение личных дел, классных журналов;
изучение дневников, протоколов.
а) изучение документации;
б) изучение продуктов деятельности учащихся.
20. Как называется эксперимент в специально созданных условиях:
а) естественный;
б) лабораторный.
21. Как называется эксперимент, имеющий целью фиксацию существующего положения:
а) констатирующий;
б) преобразующий
22. Как называется эксперимент, имеющий целью внесение позитивных изменений в педагогическую ситуацию, действительность:
а) констатирующий;
б) преобразующий
23. Теоретических анализ как логический метод предполагает следующую мысленную операцию с объектом и его качествами… (укажите верный вариант):
а) расчленение;
б) соединение.
24. Синтез как логический метод теоретического исследования имеет целью в ходе изучения:
а) расчленение объекта, его качеств, свойств,
б) соединение их.
25. Как называется метод научного исследования, предусматривающий движение мысли от общего к частному:
а) индукция;
б) дедукция.
26. Как называется метод научного исследования, предусматривающий движение мысли от частного к общему:
а) индукция;
б) дедукция.
27. Содержание какого метода состоит в изучении монографий, статей, диссертаций по исследуемой проблеме, теме:
а) работа с литературой,
б) заочное анкетирование.
28. Как называется метод фиксации и хранения списка публикаций по избранной теме, проблеме:
а) составление библиографии,
б) тезирование публикаций.
29. Как называется метод краткого связного изложения изучаемой работы:
а) реферирование;
б) цитирование.
30. Как называется достаточно подробное изложение работы:
а) конспект;
б) аннотация.
31. Как называется общее краткое изложение основного смысла работы объемом до одной страницы:
а) аннотация;
б) конспект.
32. Как называется числовая система, в которой отношения между различными свойствами изучаемых явлений, процессов переведены в свойства того или иного числового ряда:
а) шкала измерения;
б) арифметическая прогрессия.
33. К какой группе шкал измерений относятся шкала классификаций (наименований, номинальная) и порядковая (ранговая) шкала:
а) качественные (слабые);
б) количественные (сильные).
34. К какой группе шкал измерений относятся интервальная шкала и шкала отношений:
а) качественные (слабые);
б) количественные (сильные).
35. К какому типу шкал относятся школьные отметки:
а) классификации;
б) порядковая;
в) интервальная;
г) отношений.
36. Каким образом можно превратить слабую шкалу – шкалу порядка (школьные отметки) в сильную – шкалу интервалов:
а) объективизация контроля и введение 12 балльной 4-х уровневой шкалы с условным нулем в каждом из уровней усвоения;
б) применение программированного обучения.
37. Какая шкала допускает применение всех арифметических действия и статистических методов при обработке результатов измерений:
а) отношений;
б) порядковая (ранговая).
38. Как называется обобщающий показатель, в котором находит выражение действие общих условий, закономерность изучаемого явления:
а) среднее арифметическое;
б) дисперсия.
39. Как называется среднеарифметическая оценка членов группы обучающихся:
а) средняя успеваемость;
б) средняя геометрическая.
40. Как называют значение «срединного наблюдения в ряду распределения»:
а) медиана;
б) дисперсия.
41. Как называется в дискретном ряду та варианта, которая встречается с наибольшей частотой:
а) мода;
б) дисперсия.
42. В чем состоит дидактический смысл - среднего квадратичного отклонения:
а) характеризует степень индивидуализации обучения и однородности успеваемости в классе;
б) характеризует в процентах эффективность экспериментируемой методики.
43. В многослойном педагогическом знании методология находится между…:
а) общей педагогикой и методический слоем;
б) философией и общей педагогикой.
44. Какой функции методологии соответствует та или иная форма:
а) регулятивная – дескриптивная,
нормативная – прескриптивная;
б) регулятивная – прескриптивная,
нормативная – дескриптивная.
45. Укажите верную последовательность уровней в иерархии методологии исследования:
а) философский – общенаучный – конкретно-научный – технологический;
б) технологический – конкретно-научный – общенаучный – философский.
46. Выберите верный ответ:
а) методология педагогики и методика соотносятся как высший слой знания и низший;
б) методика в педагогике – понятие более широкое, чем методология.
47. Выберите верный ответ:
а) методология педагогического исследования и методика его соотносятся как частное и общее;
б) методология исследования включает методику, т.е. первое шире второго.
48. Соедините линиями соответствия компоненты научного аппарата, которые относятся:
а) к критериям качества исследования;
б) косвенным методологическим параметрам.
б) основные параметры
| 1 актуальность 2 проблема 3 тема 4 объект 5 предмет 6 цель 7 задачи 8 гипотеза 9 научная новизна 10 теоретическая значимость 11 практическая значимость | а) критерии качества
|
49. Какой компонент научного аппарата исследования характеризует степень расхождения между на научные идеи и практические рекомендации и предложениями науки и практики в настоящее время:
а) актуальность исследования;
б) цель исследования.
50. Как называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования:
а) объект исследования;
б) предмет исследования.
51. Как называется компонент научного аппарата, формирующий предполагаемый результат исследования, «то, ради чего выполняются работа»:
а) цель исследования;
б) проблема исследования.
52. Как называется компонент научного аппарата, который вытекает из предмета исследования и является конкретизацией цели:
а) задачи исследования;
б) положения, выносимые на защиту.
53. Как называется компонент методологического аппарата исследования, являющийся теоретически обоснованным предположением, истинность которой подлежит проверке:
а) гипотеза исследования;
б) объект исследования.
54. К какому из трех «слоев» методологических основ педагогического исследования следует отнести диалектический метод познания, теорию научного творчества:
а) общая (общенаучная) методология;
б) специальная (конкретно-научная) методология;
в) теоретические основы исследования.
55. К какому из трех «слове» методологии следует отнести постулаты и аксиомы исследуемой проблемы:
а) общая (общенаучная) методология;
б) специальная (конкретно-научная) методология;
в) теоретические основы исследования.
56. К какому из трех «слове» методологии следует отнести педагогические и дидактические принципы:
а) общая (общенаучная) методология;
б) специальная (конкретно-научная) методология;
в) теоретические основы исследования.
57. Верно ли утверждение о том, что выбор методологического (исследовательского) подхода изначально определяет, в какой «системе координат» будет осуществляться исследование, какова будет его стратегия:
а) да, безусловно;
б) нет, это ничего не определяет.
58. Проанализируйте приводимый перечень методологических подходов и попробуйте выделить:
а) группы близкородственных подходов, близких по смыслу, совместимых в одном исследовании;
б) группы подходов-антагонистов, не совместимых в одном исследовании.
|
|
59. Какой из вышеперечисленных подходов (в предыдущем вопросе) Вы бы отнесли к…:
а) общенаучным методологическим подходам;
б) конкретно-методологическим подходам (из человековедческих наук).
60. Могут ли выполнить роль теоретической основы педагогического, дидактического исследования следующие теории:
| а) да; б) нет
|
61. Верно ли, что при оценке новизны результата педагогического исследования она может иметь виды: теоретической новизны и практической новизны:
а) да;
б) нет.
62. Расположите уровни новизны по их значению, значимости (от высшего к низшему) для теории и практики образования (выберите верный вариант):
а) конкретизации, дополнения, преобразования;
б) преобразования, дополнения, конкретизации.
63. Как можно оценить теоретическую значимость исследования, открывшего новое направление в данной отрасли, смежных дисциплинах, перспективы для прикладных исследований:
а) очень высокая;
б) низкая.
64. Как называется компонент, где указаны главные содержательные выводы, формулируемые в заключительной фазе работы над исследованием:
:а) положение, выносимые на защиту;
б) достоверность результатов;
в) апробация результатов исследования;
г) практическая значимость.
65. Какой компонент педагогического исследования содержит ответ на вопрос: «Что дает практике обучения и воспитания это исследование?»:
а) положение, выносимые на защиту;
б) достоверность результатов;
в) апробация результатов исследования;
г) практическая значимость.
66. Какой компонент педагогического исследования содержит ответ на вопрос «Что главное, ради чего проводилось исследование, что доказывает данная работа»:
а) положение, выносимые на защиту;
б) достоверность результатов;
в) апробация результатов исследования;
г) практическая значимость.
Э т а л о н ы о т в е т о в
( К л ю ч к с и с т е м е п с е в д о т е с т о в )
1 б; 2 б; 3 а - III, б – II, в – VI, г – I; 4 б; 5 а; 6 б; 7 в; 8 а; 9 а; 10 а; 11 а; 12 а; 13 б; 14 а) 1, 2, 3, 4; б) 5, 6, 7; в) 8, 9; 15 б, г, д; 16 а; 17 б; 18 б; 19 а; 20 б; 21 а; 22 б; 23 а; 24 б; 25 б; 26 а; 27 а; 28 а; 29 а; 30 а; 31 а; 32 а; 33 а; 34 б; 35 б; 36 а; 37 а; 38 а; 39 а; 40 а; 41 а; 42 а; 43 б; 44 а; 45 а; 46 а; 47 б; 48 а) 1, 9, 10, 11; б) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; 49 а; 50 а; 51 а; 52 а; 53 а; 54 а; 55 в; 56 б; 57 а; 58 – 59 а) 1, 9, 10, 11; б) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; 60 а; 61 а; 62 б; 63 а; 64 а; 65 г; 66 а.
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание