logo
922358

2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».

а)

методологического аппарата

Варианты

б)

научного аппарата и его компонентов

педагогического

названий

в)

характеристик

исследования

г)

методологических параметров и критериев качества

методологические

параметры

критерии качества

педагогического исследования

0,5 – 1-2 с

1. Актуальность

2. Проблема

2 – 3 строки

3. Тема

1 – 2 строки

4. Объект

2 строки

5. Предмет

до 0,5 с

6. Цель

2 – 3 строки

7. задачи

до 0,5 с

8. Гипотеза

до 0,5 с

9. Методологические основы

0,5 с

10. Методы исследования

0,3 – 1 с

11. Этапы исследования

1 с и менее

0,5 – 0,75 с

12. Теоретическая новизна

до 1 с

13. Практическая значимость

14. Достоверность результатов исследования

0,5 с

15. Защищаемые положения

0,5 с

16. Апробация работы

0,5 с

3. Краткая расшифровка основного перечня методологических критериев (рефлексия исследователя). Изложение тезисов основного содержания общепринятых методологических параметров и критериев качества педагогического исследования.

Итак, к методологическим параметрам педагогического исследования относятся проблема, тема, объект, задачи, гипотеза и защищаемые положения, а основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Указанные элементы научного аппарата исследования обычно располагают в диссертации или квалификационной работе примерно в следующей последовательности:

обоснование актуальности исследования,

постановка научной проблемы,

цель исследования,

объект исследования,

предмет исследования,

задачи исследования,

гипотеза исследования,

методологические основы исследования,

методы исследования,

этапы исследования,

теоретическая новизна,

практическая значимость,

достоверность результатов исследования,

положения, выносимые на защиту,

апробация работы.

Актуальность –

характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время (объем – от 0,5 до нескольких страниц текста). Главное – показать суть проблемной ситуации, из чего и будет очевидна актуальность работы, обосновывается ответом на вопрос: «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?».

Сформулировать проблему (постановка научной проблемы) и тему –

значит выразить основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания, ставя ее, надо ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?».

Цель исследования –

как правило, это решение поставленной (сформулированной) проблемы. Цель – переформулированная проблема, как утверждает А.И. Кочетов. Есть и оспаривающие это. Какой будет результат, который исследователь намерен получить, - это и есть цель.

Выбор объекта исследования –

связан с формулировкой проблемы. Объект – это то, что изучается, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Объектом может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объект – это то, на что направлен процесс познания. Но тему исследования, повторимся, определяет предмет.

Предмет исследования –

часть, сторона объекта, то, что находится в границах объекта и подлежит непосредственному изучению (значимые свойства, стороны, особенности объекта), это тот аспект объекта исследования, о котором исследователь намерен получить новое знание. Это – какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование (тему определяет предмет). Объект и предмет соотносятся как категории общего и частного.

Задачи исследования –

это то, что нужно сделать для достижения цели; их обычно несколько – формулируются в соответствии с целью, как ее конкретизация (изучить …, описать…, установить…, выявить…, и т.д.). Формулировать задачи надо тщательно, поскольку описание их решения и есть содержание глав работы, да и заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Гипотеза исследования –

совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых нуждается в доказательстве, подлежит проверке. Гипотеза – это «знание о незнании» (М.А. Данилов), «эмпирическое обобщение» (В.И. Вернадский), «собачка в охоте за истиной». Гипотеза – фокус, эпицентр исследования. «Что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?». Структура гипотезы, реализующей все три функции (описательную, прогностическую и объяснительную) науки, как правило, формулируется так: «если… (идея и замысел), то … (результат предполагаемый), т.к. … (объяснение эффекта)».

Методологические основы исследования –

существуют три основания методологии педагогических исследований (по А.И. Кочетову):

  1. общая методология науки, ведущими идеями которой являются философские концепции научного познания, диалектический метод изучения реального мира и теория научного творчества;

  2. теория педагогики и психологии, ведущие идеи самой науки, на которую опирается исследователь;

3) постулаты и аксиомы самой проблемы, которым руководствуется исследователь в своем научном поиске, - это возрастные особенности ребенка, показатели общего развития изучаемого процесса или явления.

Методы исследования –

следует перечислить комплекс (совокупность)

различных методов, адекватных поставленным задачам и использующихся в ходе исследования

Этапы исследования –

желательно обозначить более или менее четко главные временные отрезки, компоненты, этапы работы. Обычно это делается по следующей схеме: теоретическая проработка и анализ состояния научной разработанности проблемы; формулирование идеи, замысла, гипотезы, уточнение темы; подготовка различного дидактического материала в соответствии с замыслом, планом работы; организация педагогического эксперимента, анализ и обсуждение его результатов, формулирование выводов и методических рекомендаций для практических работников. Обычно этапы исследования располагают во времени (хронологически) последовательно.

Научная новизна -

Теоретическая значимость–

здесь надо попытаться выделить то новое, что не является простым повторением известных взглядов, положений, подходов; формулирование теоретической новизны обычно требует серьезного анализа «теоретического выхода» данного педагогического исследования. «Что сделано из того, что ранее другими не было сделано, какие результаты получено впервые?». Научная новизна вытекает из сформулированных и решенных в исследовании задач. если «научная новизна» - это определение того, какой «кирпичик науки» создан исследователем, то «теоретическая значимость» указывает в какое место научного знания, научной теории он «укладывается». (по Ф.А. Кузину). Считается, что методологические компоненты «теоретическая значимость» и «научная новизна» соотносятся как общее и особенное

Практическая значимость –

здесь следует коротко ответить на вопрос: «Что дает практике обучения и воспитания данное исследование?». «Какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?».

Достоверность результатов исследования –

здесь следует указать, применение каких методов исследования, а также опора на какие методологические положения являются объективным основанием, обеспечивающим достоверность (а не надуманность) результатов работы.

Положения, выносимые на защиту –

здесь следует в виде нескольких пунктов четко сформулировать ответ на вопрос: «Что главное, ради чего проводилось исследование, что доказывает данная работа?»

Апробация работы –

представляет собой перечисление опубликованных по результатам исследования статей и других публикаций, а также указание тех образовательных и воспитательных учреждений, где уже применена методика работы, предлагаемая автором педагогического исследования.