logo
922358

Педагогика как наука: три подхода, три концепции

I

II

III

Место педагогики в системе наук

П – междисциплинарная область человеческого знания

П – не самостоятельная, прикладная дисциплина, она в процессе становления; опосредованно использует и адаптирует знания из других наук (философии, социологии, психологии, кибернетики, физиологии

и т.д.)

Интегральная наука об образовании человека

(в системе наук она между философией и психологией)

Имеет ли педагогика самостоятельный статус

науки

Нет, целостной теории не может быть в принципе

Лишь отчасти есть фрагменты теории

Да, П. уже имеет статус самостоятельной дисциплины

Объект и предмет познания

У педагогики своего объекта и предмета нет (космос, культура, политика и др.)

Объект и предмет – общие для человековедческих наук – человек

Явления действительности, обуславливающие развитие человеческого индивида – объект; образование как целенаправленный процесс – предмет

Интересную попытку представить педагогику как интегральную науку о об образовании (М.Т. Громкова) покажем на схеме.