Литература:
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. – М., 1991.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.
Кочетов А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. – 312 с.
Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога / В.В. Краевский // Магистр. – 1991. – № 1.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. – Самара, 1994.
Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и его основные характеристики / В.В. Краевский // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд. – М., 1998.
Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. – 2-е изд. испр. – М.: Изд-во МГАУ, 2002. – 120 с.
Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.
Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: (Научно-методическое пособие) / Н.И. Загузов. – М., 1993. – 114 с.
Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. – 1994. - № 5. – С. 44-49.
Краевский В.В. Методологическая рефлексия / В.В. Краевский // Советская педагогика. –1989. – №2. – С. 73-79.
Загвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В.И. Загвязинский / А.Ф. Закирова // Педагогика. – 1997. – №2. – С. 9-14.
Шубинский В.С. Преобразующая роль методологического знания / В.С. Шубинский // Советская педагогика. – 1986. – №10. – С.24-27.
Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики / Э.Д. Днепров // Советская педагогика. – 1986. – №8. – С.95-102.
Бургин М.С. Понятия и функции методологии педагогики / М.С. Бургин // Советская педагогика. – 1990. – №10. – С. 73-77
Шамардин В.Н. О соотношении методологии и практики / В.Н. Шамардин // Советская педагогика. – 1990. – №10. – С. 78-80.
Кутьев В.О. Методология педагогики: какая она сегодня? / В.О. Кутьев //Советская педагогика. – 1990. – №12. – С. 65-70.
Равкин З.И. Методологические проблемы педагогической науки / З.И. Равкин // Советская педагогика. – 1986. – №11. – С. 131-133.
Загузов Н.И. Актуальные проблемы оформления результатов диссертационных исследований / Н.И. Загузов // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №4. – С. 46-48.
Федоров Б.И. Дидактические проблемы в контексте методологического обоснования / Б.И. Федоров / П.М. Перминова // Педагогика. – 2002. – №5. – С. 14-19.
Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя / С.В. Кульневич // Педагогика. – 1997. – №5. – С. 108-115.
Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б.П. Битинас / Л.И. Катаева // Педагогика. – 1993. – № 2. – С. 10-15.
Шеуджен Э.А. Введение в методологию научного исследования / Э.А. Шеуджен. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001.
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание