logo
922358

Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость перестройки деятельности учреждений образования.

Особенно это важно в связи с формированием в нашей стране системы непрерывного образования, ориентированной на развитие личности учащейся молодежи. Личность, способная преодолеть возникающие трудности и, таким образом, с одной стороны найти свое профессиональное и социальное место, а в случае необходимости, с другой стороны, создать его, проявляя свою волю и активность, становится объектом изучения философов, социологов, психологов и педагогов.

Следует отметить, что проблема непрерывного образования является достаточно новой для педагогической науки. Исследования в этой области появились в последние десятилетия. В настоящее время имеется ряд исследований, посвященных проблемам развития системы непрерывного образования как с точки зрения ее методологии, так и конкретных аспектах реализации (И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Буева, А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, Г.П. Зинченко и др.). В данных работах отмечается, что непрерывное образование представляет собой целостный процесс, состоящий из двух этапов – обучения и воспитания предшествующего самостоятельной профессиональной деятельности, и последующего образования. Практически сегодня имеются исследования, посвященные проблеме непрерывного образования взрослых. Вместе с тем, проблема, посвященная изучению состояния и научной разработки непрерывности образования в контексте личностного преобразования и развития, остается еще недостаточно изученной.

В настоящее время в литературе, исследованиях, практике работы учебных заведений различного уровня – вузов, колледжей, техникумов, лицеев и общеобразовательных школ, основной акцент сделан на интеллектуальное развитие, формирование определенных учебными планами, программами и стандартами необходимых знаний, умений и навыков. Но ведь уровень имеющихся знаний является основой для обеспечения преемственности в образовании. Непрерывность же, по нашему мнению, является категорией личностной. Таким образом, необходимо исследование и разработка оснований для обеспечения личностного перехода от одного этапа системы непрерывного образования к другому, в частности, от дошкольного к основной школе, а от нее к рабочим квалификациям профессиональной подготовке, специальному и высшему образованию.

Однако, по нашему мнению, сущность идеи непрерывного образования - поступательное развитие творческого потенциала личности, к сожалению, практически не рассматривается ни применительно к школьной практике, ни к процессу образования взрослых. Хотя именно решение этой важной проблемы может действительно способствовать формированию у молодежи качеств, позволяющих найти для себя необходимую профессиональную и социальную «нишу» в динамично изменяющемся мире.

Практика убеждает – качественные показатели, уровень профессиональной подготовленности, компетентности нового специалиста, безусловно, зависят от творческих возможностей личности специалиста, активизированных в учебное и неучебное время, от сформированности представлений о целостности картины мира и современного производства. Это даст возможность выпускнику самостоятельно ориентироваться в производственном процессе, преодолевать разного рода противоречивые производственные ситуации, проявлять личную творческую активность.

Становление молодого человека, его адаптация к новым сложившимся условиям требует от него повышенной творческой активности, развития творческих качеств.

Исходя из этого, решение данной проблемы требует обращения к анализу процесса формирования творческой личности. По мнению многих ученых как за рубежом (К. Юнг, Д. Гилфорд, Е. Торранс и др.), так и у нас (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев и др.) особое значение для формирования личности имеет творческая деятельность. "Человек думает, что создает ... идеи, но в действительности они создают его..." пишет К.Г. Юнг, отмечая значение творческой деятельности в становлении личности человека. И это диалектичесое единство во многом определяет творчество как важнейший фактор развития личности.

Проблемой формирования личности, развитием ее творческих качеств занимались психологи и педагоги: Андрианов П.Н., Анцыферова Л.И., Атутов П.Р., Батышев С.Я., Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Горский В.А., Грановская Р.Б., Зиновкина М.М., Иванов А.И., Кузин В.С., Леонтьев А.Н., Матюшкин А.Н., Мудрик А.В., Поляков В.А., Пушкин В.Н., Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л., Славская К.А., Тряпицына Л.М., Максимова В.Д. и др.

Несмотря на большое число публикаций по данной проблеме, раскрыть полностью проблему этого феномена пока не удалось. Вместе с тем, имеющийся в настоящее время исследователький материал позволяет на основе его обобщения и анализа выявить наиболее важные признаки творческого процесса. Существующие подходы в исследовании творчества философии, психологии и педагогики по нашему мнению ничуть не умаляя значение друг друга все более его дополняют и обогащают. Следует обратить внимание, что феномен творчества всегда рассматривался в личностном контексте во многих, особенно зарубежных концепциях (А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм и др.). В настоящее время в отечественных психолого-педагогических исследованиях, посвященных этой проблеме, рассматриваются различные подходы – посредством проявления интеллектуальной инициативы (Д.Б. Богоявленская), через особую структуру деятельности (И.П. Калошина), активного отношения к проблеме (А.М. Матюшкин), концепции развития внутреннего плана действий (А.Я. Пономарев и т.д.), что дает возможность обратиться к этой проблеме с точки зрения интегрирования этих идей в конкретную технологию работы с детьми по развитию творческой личности.

Проведенный нами анализ показал, что в процессе развития и становления творческой личности большое значение имеют такие важные качества как активность, интеллектуальная чувствительность, развитие образного и логического мышления, способность к активному диалогу и сотрудничеству. Эффективность создания и функционирования системы непрерывного образования будет определятся тем, насколько основательно будут сформированы требуемые качества личности.

Рассмотрение основных подходов к изучению личности, позволяющих раскрыть факторы, оказывающие влияние на формирование и становление творческой личности, сегодня позволяет сделать вывод о личностной опосредованности их проявления через творчество человека. При этом особая роль отводится таким личностным параметрам, как самооценка, на которую оказывают влияние уровень притязаний и удовлетворенность деятельностью; система значений и смысла деятельности; ответственности перед собой и обществом за результаты деятельности; способности к принятию позиций другого человека, коммуникативной деятельности. Система психолого-педагогических предпосылок развития и становления творческой личности, таким образом, базируясь на данных личностных факторах, должна быть обращена на активное саморазвитие учащихся. В известных работах по философии и социологии современного образования (Л.П. Буева, Р.Г. Гурова, В.Н. Турченко, В.Д. Шадрикова и др.) также образование понимается как способ вхождения личности в мир культуры (в самом широком смысле). Сложившаяся ситуация требует новых подходов к решению глобальных проблем современности. Одно из ведущих мест при этом отводится поиску новых направлений в развитии системы образования. Открываются возможности нового взгляда на систему образования с позиции синергетики, как на открытую, нелинейную систему с множественными подходами и альтернативными путями развития, систему, основанную на свободе выбора и обеспечивающую удовлетворение потребности деятельности.

Таким образом, социально-экономическая ситуация в нашей стране и неготовность молодежи реализовать имеющиеся личностные, творческие и профессиональные возможности в социальной и профессиональных сферах деятельности, приводящая к росту негативных явлений, прежде всего в этой среде, подтверждают актуальность данной проблемы и позволяют выделить следующие противоречия между:

С разрешением данных противоречий связана научная и практическая проблема нашего исследования - каковы психолого-педагогические основы формирования творческой личности учащихся в условиях непрерывного образования и динамично меняющейся социально-экономической ситуации, связанной с переходом к рыночной экономике.

Решение этой проблемы составляет цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить пути и средства реализации психолого-педагогических основ формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать имеющиеся исследования и практический опыт формирования творческой личности в условиях учебных заведений различного типа.

2. Разработать структуру творческого процесса личности на основе принципов самоорганизации и синергетики.

3. Разработать теоретические основы формирования и становления качеств творческой личности на различных этапах системы непрерывного образования.

4. Осуществить экспериментальную проверку разработанных путей и средств реализации психолого-педагогических основ формирования качеств творческой личности в условиях различных учебных заведений.

Объект исследования: процесс формирования и становления творческой личности в системе непрерывного образования.

Предмет исследования: психолого-педагогические основы формирования и становления качеств творческой личности учащихся и студентов в системе непрерывного образования.

Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что формирование качеств творческой личности в системе непрерывного образования будет возможным при выполнении следующих условий:

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, а также социальной, деятельностной и творческой сущности личности как целостной системы; основные положения теории самоорганизации – синергетики о механизмах развития в природе; современные психолого-педагогические исследования по проблеме формирования и развития творческой личности и создания системы непрерывного образования. В качестве методологии также выступали гуманистические теории развития и становления личности, идеи демократизации образования и реализации личностно – ориентированного подхода в процессе исследования.

Методы исследования:

Общетеоретические методы: анализ научной литературы; изучение педагогического опыта; идей развития в образовании.

Эмпирические методы: эксперимент, беседы, анкетирование, изучение результатов деятельности, наблюдение.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию педагогических исследований, использованием научных методов, адекватным целям и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой.

Исследование выполнялось в течение 1988-1998 гг. и включало три этапа:

Первый этап (1988-1990 гг.) характеризуется как поисковый, так как осуществлялось накопление опыта, анализ имеющихся подходов в теории и на практике по формированию творческой личности учащихся;

Второй этап (1991-1995 гг.) являлся экспериментально-аналитическим. Проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможности применения идей синергетики в обосновании путей и средств творческого развития личности учащегося в процессе непрерывного образования;

Третий этап (1996-1998 гг.) являлся обобщающим, где уточнялись полученные теоретические положения и проводился их анализ, проверялись экспериментальные данные, осуществлялась их систематизация. Данный этап был реализован в процессе обучения в очной докторантуре МГИУ МОПО РФ.

Экспериментальной базой исследования являлись Сумской государственный педагогический институт (г. Сумы), Московский государственный индустриальный университет, Центр допрофессиональной подготовки и профессионального образования города Москвы (Северный округ).

Проверка теоретических положений и экспериментальных материалов осуществлялась совместно с аспирантами – А.В. Гриневой – в школе №1006 города Москвы; Г.В. Безюлевой – в детских садах №№ 376, 334, 1342, лицее «Университетский» города Москвы, факультете повышения квалификации ИРПО РАО; Л.И. Липилиной – в профессиональных училищах №160, 186, 328 города Москвы, Московском техническом лицее; Л.В. Леоновой – Серпуховском педагогическом училище.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и разработке психолого-педагогических основ формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования, реализация которых позволит подготовить выпускников к раскрытию имеющегося творческого потенциала в социальной и профессиональной сфере.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций, позволяющих на практике осуществлять диагностику творческого развития учащихся на основе наблюдений учителей, родителей, самонаблюдений учащихся; создавать используя разработанный алгоритм организации учебно-воспитательного процесса, научно-обоснованные технологии творческого развития учащихся, студентов в учебно-воспитательном процессе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Непрерывность образовательного процесса в современных условиях выступает с одной стороны органичной частью развития всего общества, а с другой – определяет пути раскрытия своих возможностей каждому человеку. Исходя из этого, творческая деятельность приобретает особую роль, поскольку позволяет значительно активизировать все процессы – от формирования знаний и умений до адаптации в современных условиях рыночной экономики.

2. Обеспечение непрерывности образовательного процесса предполагает ориентацию на поступательное творческое развитие личности, как основы, позволяющей определить цели и задачи каждого этапа обучения (исходя из возрастных особенностей учащихся), основные направления этой работы, ее содержание, формы и методы, осуществление анализа успешности творческого развития учащихся.

3. В качестве объяснительного принципа выступает теория самоорганизации (синергетики), позволяющая дать характеристику творческой деятельности личности, выделить ее структуру, описать качества, которые необходимо проявить учащимся, студентам в творческом процессе.

4. Особое значение, в плане развития и реализации имеющегося потенциала, приобретают личностные качества - активность, диалогичность, открытость, свобода самовыражения, ценностные ориентации, воображение, самореализация, удовлетворенность деятельностью, определяющие характеристики творческой личности (настойчивость; упорство в достижении цели; гибкость, беглость мышления и т.д.);

5. Процесс развития творческой личности учащихся, студентов предполагает осуществление диагностики, в основе которой лежит наблюдение учителей, родителей и самонаблюдений учащихся за проявлением качеств творческой личности в различных видах деятельности и учебных предметах (где в отличие от тестирования нет ограничений во времени при выполнении заданий; учет полученных результатов, обладающих субъективной новизной, поскольку именно она определяет воспроизводство инициативы и активности; методы наблюдения могут обладать большой точностью в оценке и т.д.).

6. Процесс включения учащихся, студентов в творческую деятельность должен учитывать некоторые особенности, в частности, динамику развития активности в учебно-воспитательном процессе; обеспечение условия для личностного взаимодействия «учитель-ученик»; создания атмосферы доброжелательности и самовыражения учащихся; предоставлении различных путей самореализации - выполнении заданий, формировании вопросов и т.д.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях «День науки» в Сумском государственном педагогическом институте, на заседаниях лаборатории политехнического образования и проблем управления городской и сельской школы, Ученом совете Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации; на заседаниях Межкафедрального центра инженерного творчества, ректоратах и ученом совете Московского государственного индустриального университета Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

По проблеме исследования под руководством автора защищено семь кандидатских диссертаций.

Приложение 3

Рабочая программа к курсу

«Методология и методика педагогических исследований»

Пояснительная записка

Курс «Методология и методика педагогических исследований» является важной составной частью профессиональной подготовки будущего педагога, которая в новой структуре психолого-педагогических дисциплин Государственного стандарта высшего образования для специальности «Дошкольная педагогика и психология» обозначена ДПП.Ф.06. Эта дисциплина предметной подготовки (федеральный компонент) рассчитана на изучение в 4 и 5 семестрах, занимает 100 часов бюджета учебного времени: 20 часов лекций, 30 часов семинарско-практических занятий и 50 часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Предусмотрена отчетность – в 4 семестре зачет, в 5 семестре экзамен.

    1. Образовательные цели курса «Методология и методика педагогического исследования»:

  • становление основ методологической культуры как компонента общей профессиональной культуры педагога;

  • обеспечение установки на совмещение исследовательской и практической деятельности будущего педагога в образовательной сфере.

    2. Задачи курса:

    • формирование у студентов знаний и умений осмысленного выбора методологической базы и теоретических основ педагогического исследования в условиях современного плюрализма философских позиций в образовании;

    • формирование у студентов установки на овладение теоретическими и профессионально-педагогическими умениями и исследовательскими навыками;

    • освоение студентами начальных умений методологической рефлексии исследователя.

    3. Содержание курса:

    Курс включает учебную информацию, структурированную таким образом, что учебное пособие может быть успешно использовано не только для традиционных групповых форм организации обучения, но и для самостоятельного изучения студентом-заочником, аспирантом, педагогом-исследователем основ методики, методов и методологии педагогического исследования. Этому способствуют повопросное изложение материала в трех разделах, логично следующих друг за другом, псевдотесты, предназначенные для закрепления знаний основ теории, задания на самостоятельную проработку статей ряда методологов, система практических упражнений и итоговые зачетные работы, имеющие комплексный характер.

    4. Требования к освоению содержания курса:

    • студент должен понимать место и роль методологического слоя знаний в педагогике вообще и в конкретном педагогическом исследовании;

    • студент должен иметь представление о возможных вариантах методик педагогического исследования и уметь осуществить осмысленный выбор для конкретного случая;

    • студент должен знать одну из классификаций методов педагогического исследования, а также уметь осмысленно выбрать комплекс методов, исходя из исследовательских возможностей каждого из них;

    • студент должен уметь критически анализировать (рецензировать) научный аппарат завершенного педагогического исследования.

    Yandex.RTB R-A-252273-3
    Yandex.RTB R-A-252273-4