Приложения
Приложение 1
Компоненты научного аппарата кандидатских диссертаций (выписки из авторефератов для использования в самостоятельной работе № 4).
1
Проблемой исследования явилось обоснование в психологическом, дидактическом и методическом отношениях целенаправленного положительного влияния средствами текущего контроля на мотивацию учения младших школьников. Решение названной проблемы составило цель нашего исследования.
Тема: Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации младших школьников средствами текущего контроля.
Объект исследования:мотивация учения в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования положительной мотивации учения младших школьников средствами текущего контроля.
Гипотеза исследования: если мотивацию учебной деятельности младшего школьника представить в виде теоретической модели, затем на ее основе сформулировать дидактические и методические требования к средствам текущего контроля и разработать системы контрольных заданий, то с их помощью можно целенаправленно добиться положительной мотивации учения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи:
На основе направленного анализа психологической и педагогической литературы установить состояние изученности проблемы.
Установить сущностные характеристики мотивов и мотивации учения в контексте деятельностного подхода, смоделировать систему формирования мотивации учения младших школьников на различных этапах обучения.
Экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели процесса формирования мотивации учения младших школьников на этапе текущего контроля.
Методы исследования. В соответствии с задачами исследования на различных его этапах использовались методы:
Теоретические: анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, методы теоретического обобщения, системного анализа изучаемых явлений.
Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент (констатирующий и формирующий). анализ продуктов деятельности школьников.
Математические методы обработки экспериментальных данных: определение количественных и качественных показателей эффективности способов и средств формирования мотивации учения.
2
Проблема исследования сформулирована следующим образом: теоретически обосновать и практически проверить совокупность педагогических условий развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности. Решение названной проблемы составило цель нашего исследования.
Тема:Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза.
Объектом исследования является научно-исследовательская деятельность в образовательной системе педагогического вуза.
Предметом исследования является раскрытие возможностей научно-исследовательской деятельности в результате творчества студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования. Творчество как сложное, многоаспектное образование, имманентно присущее каждой личности, основанное на взаимодействии внутриличностных и внешне-социальных детерминант развития, является одной из основных профессиональных характеристик будущего учителя, активизирующих его внутренний потенциал, расширяющих сферы самореализации, формирующих исследовательскую позицию по отношению к миру и себе. Полное развитие творчества студентов может получить в такой форме работы, как научно-0исследовательская деятельности, и будет зависеть от содержания, процесса организации научно-исследовательской деятельности и взаимодействия студента и преподавателя в данном виде деятельности.
Процесс развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности будет протекать успешно, если:
усилить когнитивный и личностный компоненты в принципах организации научно-исследовательской деятельности студентов университета;
наполнить содержание педагогической практики исследовательскими формами работы;
осуществить в процессе совместной деятельности гуманистически-ориентированное взаимодействие преподавателя и студентов, создающее доброжелательную атмосферу теоретические положения мировой гуманистической философии творческого развития.
Задачи исследования:
Раскрыть философско-психологическую проблему взаимосвязи творчества и исследовательской деятельности и теоретическим обосновать комплекс педагогических условий эффективного развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности.
Выделить и обосновать критерии развития творчества студентов на различных этапах научно- исследовательской деятельности студентов.
Разработать инновационную модель практики развития будущих учителей в научно-исследовательской деятельности.
Методы исследования:
Теоретические – теоретическое изучение и анализ философско-психологической, педагогической, а также учебно-методической литературы; нормативно-законодательных документов РФ в области образования; концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблеме; обобщение опыта формирования профессиональной компетентности будущих учителей.
Эмпирические – обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, тестирование, опросы, интервьюирование), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).
3
Проблема исследования. В современных условиях математическое образование является элементом общей культуры, а целенаправленное развитие математического мышления вызвано потребностями не только общего развития, но и запросами современного производства. Решение задач является одним из эффективных средств развития умственных сил, но в обучении учащихся младшего школьного возраста задачами мало способствуют достижению подобной цели. Возникает противоречие между уровнем обучения решению задач и развитием умственных сил (возможностей) учащихся. На разрешение имеющегося противоречия и направлено диссертационное исследование.
Тема:Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения решению задач.
Цель исследования заключается в научно-теоретическом обосновании и разработке системы исходных психолого-педагогических принципов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения решению задач.
Объектом исследования является учебная деятельность учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования составляет организация познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения решению задач (на примере математики).
Гипотеза: как показано в психолого-педагогических исследованиях, активизация познавательной деятельности является сложным и многофакторным процессом. Среди рассматриваемых факторов особое место занимает обучение решению задач, как определяющее, умственное развитие учащихся, овладение ими умственными действиями, различными структурами интеллектуальных процессов. Если обучение решению задач будет направлено на овладение умственными действиями, различными сочетаниями структур интеллектуальных процессов и специальному овладению эвристиками разных видов и уровней обобщения, а также приемами и методами логического мышления, то возрастет интерес к изучению математики и вообще к решению задач, повысится их познавательная активность и уровень умений решать задачи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования основными задачами определены следующие:
Определение системы интеллектуальных действий и умений, которыми должны овладеть младшие школьники в процессе обучения решению задач.
Установление поуровневой характеристики умственного развития младших школьников при обучении решению задач.
Разработка ориентировочной основы деятельности разных видов и методики комплексного применения специально разработанной системы упражнений при обучении учащихся младшего школьного возраста решению задач.
Разработка научно-педагогических рекомендаций для учителей 5-6 классов по обучению школьника решению задач. Составление программы «Как решать задачу» для математических кружков и факультативов.
В соответствии с задачами исследования на различных его этапах использовались методы:
Теоретические: анализ, синтез, абстрагирование и идеализация; обобщение и ограничение; индукция и дедукция; восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот и др.
Экспериментальные: наблюдение (определенность цели, систематичность, объективность); хронометраж; анкетирование и интервьюирование (мотивированный отбор и формулировка вопросов, максимальная содержательная направленность); тестирование; естественный, констатирующий и формирующий эксперименты; приемы управления условиями и др.
Методы изучения и обобщения педагогического опыта; детализированный анализ продуктов деятельности учащихся; изучение планирующей учебно-методической документации и др.
Математико-статистические методы обработки опытно-экспериментальных данных: элементы математического моделирования и др.
4
Проблема исследования определяется противоречием между возросшей потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, качественно владеющих иностранным и русским языками, и отсутствием теоретической и практической разработки педагогической системы сопряженного формирования на паритетных началах обеих подструктур билингвальной ЛР-компетенции языковой личности как важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка. Это послужило основанием для формулировки темы данного диссертационного исследования. Решение данной проблемы и составило цель исследования.
Тема:Билингвальная модель профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.
Объектом исследования являются теория и практика формирования лингвориторической компетенции студентов факультетов иностранных языков педагогических вузов как основы их речемыслительной культуры.
Предмет исследования – педагогические условия эффективного формирования билингвальной речемыслительной культуры будущего специалиста на базе ЛР-компетенции смешанного типа как важнейшей составляющей профессиональной подготовки учителя иностранного языка.
Гипотеза исследования: для качественной профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка необходима перестройка образовательного процесса в рамках билингвальной модели, в основе которой лежат следующие положения:
целенаправленная работа по сопряженному формированию русск- и иноязычной ЛР-компетенций является более эффективной, нежели формирование ЛР-компетенции только в области иностранного языка;
формирование готовности студентов к профессиональной деятельности на базе билингвальной ЛР-компетенции смешанного типа является необходимым условием формирования билингвальной речемыслительной культуры, которая (без употребления термина) определяет качество подготовки специалиста, задаваемое требованиями ГОС ВПО;
проектирование и реализация билингвальной модели профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка обеспечивает целостность педагогического процесса по формированию данной готовности благодаря взаимной детерминированности целе-функциональной, содержательной, структурно-логической, интсрументально-технологичексой, организационно-управленческой проектных позиций в рамках паритетного формирования подструктур русско- и инозяычной ЛР-компетенции как основы билингвальной речемыслительной культуры специалиста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолингвистические, психолого-педагогические, дидактико-методические аспекты формирования механизма билингвизма, образующие основу профессиональной подготовки учителя иностранного языка.
Выявить сущностные характеристики, структурные компоненты и критерии сформированности готовности студентов к профессиональной деятельности на базе билингвальной ЛР-компетенции смешанного типа.
Разработать проектные характеристики процесса формирования данного вида готовности, ее организационно-управленческое и дидактико-методическое обеспечение в рамках билингвальной модели профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.
Выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности на базе билингвальной ЛР-компетенции смешанного типа.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами использовались теоретические методы исследования: системный анализ проблемы, структурно-функциональное изучение объекта, моделирование образовательного процесса, обобщение и др.; эмпирические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ документации и продуктов учебной деятельности; педагогический эксперимент.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами использовались теоретические методы исследования: системный анализ проблемы, структурно-функциональное изучение объекта, моделирование образовательного процесса, обобщение и др.; эмпирические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ документации и продуктов учебной деятельности; педагогический эксперимент.
5
Проблема исследования: выявление оптимальных условий внедрения компьютеризации и информационных технологий в учебный процесс традиционного среднего профессионального учебного заведения.
Тема:Компьютеризированный урок в образовательном пространстве педагогического колледжа.
Целью исследованиябыло выявление условий, позволдяющих преобразовать образовательное пространство через реализацию потенциала компьютеризации обучения в среднем педагогическом учебном заведении на начальных этапах информатизации.
Объект исследования – педагогические технологии начального этапа компьютеризации учебного процесса в среднем профессиональном учебном заведении.
Предмет исследования – совокупность педагогических условий продуктивности компьютеризированных занятий, построенных на основе интеграции с информатикой и информационными технологиями.
Гипотеза исследования. Наше исходное предположение заключалось в том, что компьютеризация урока в педагогическом колледже вызовет положительные изменения в образовательном пространстве колледжа, если:
будет осуществлено на бинарных уроках интегрирование содержания традиционных учебных предметов с содержанием информатики,
организовано выполнение учащимися продуктивных действий на основе использования компьютера,
обеспечено автоматизированное осуществление обратной связи,
студенты колледжа будут включены в проектирование совместно с преподавателями компьютеризированных интегрированных уроков и их проведение.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы компьютеризации урока в педагогическом колледже.
Выявить возможности интегрирования на уроке предмета информатики с другими предметными областями.
Разработать модель компьютеризации интегрированного урока.
Исследовать влияние компьютеризации урока на образовательное пространство педагогического колледжа.
Исследовать эффективность компьютеризированного урока в педагогическом колледже.
Методы исследования. В процессе исследования использовалась совокупность теоретических (анализ философской, социологической, психолого-педагогической, технической литературы, методы контент-анализа и моделирования) и эмпирических (опросные, наблюдения, тестирования, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент) методов исследования.
6
Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие результативность формирования у студентов культуры межэтнического общения. Решение данной проблемы определило цель исследования.
Тема:Психолого-педагогические основы формирования у студентов культуры межэтнического общения.
Объект исследования – общение субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе.
Предмет исследования – совокупность и взаимосвязь психолого-педагогических факторов, обеспечивающих эффективность процесса формирования у студентов культуры межэтнического общения.
Гипотеза исследования – процесс формирования у студентов культуры межэтнического общения будет эффективен, если:
он будет интегрирован в процессе общекультурного и гуманитарного образования в вузе;
определены теоретико-методологические основы формирования культуры межэтнического общения;
будет разработана и структурирована дидактическая система формирования культуры межэтнического общения с учетом единства содержательно-целевого, процессуального, методического и практически-результативного аспектов содержания моделируемого процесса, если она будет приведена в соответствие с критериями сформированности культуры межэтнического общения;
будет обеспечено соответствие системы дидактических средств заданной цели.
Исходя из указанной цели и гипотез исследования, выделяем основные его задачи:
выявить сущность и особенности межэтнического общения и определить теоретико-методологические основы его формирования;
определить и обосновать концепцию и структуру процесса формирования у студентов культуры межэтнического общения;
разработать дидактическую систему формирования культуры межэтнического общения, предполагающую содержательно-целевой, процессуальный, методический и результативно-практический аспекты;
экспериментально проверить спроектированную модель;
разработать рекомендации, направленные на формирование у студентов культуры межэтнического общения.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих общенаучных и научно-педагогических методов исследования:
Теоретических: восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование целостного педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования.
Эмпирических:наблюдение, эксперимент, мониторинг.
Общенаучных методов, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования:абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, исторический и логический методы.
Специальных: анкетирование, беседа, контент-анализ, социометрический метод, создание специальных педагогических ситуаций, тестирование, использование диагностических карт.
При обработке результатов исследования использованы статистически-математические методы.
7
Проблема исследования – поиск средств для решения вопроса о формировании умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Тема:Психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс формирования и развития умений самостоятельной учебной работы в начальной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьников дидактическими средствами.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы младших школьников обеспечит система обучающих самостоятельных работ (ОСР), если она разработана в соответствии с рекомендациями психологии обучения и дидактики:
1. Моделирование содержания учебной информации с использованием структурно-логических схем в виде графов.
2. Разработка описательной модели уровней сформированности умений самостоятельной учебной работы младших школьников.
3. Разработка ОСР с учетом требования доступности для каждого уровня сформированности умений самостоятельной учебной работы.
4. Включение в систему ОСР системы разноуровневых подсказок, учитывающих поэтапность достижения указанных целей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи:
Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы формирования умений самостоятельной учебной работы. Раскрыть сущность понятия «самостоятельная работа» применительно к младшему школьнику. Определить содержание и структуру умений самостоятельной учебной работы.
Предложить методику создания системы ОСР как эффективного средства формирования умений самостоятельной учебной работы.
Экспериментально проверить педагогическую эффективность предлагаемой методики создания система ОСР.
Использовались следующие методы исследования:
теоретические – изучение научной философской, психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;
эмпирические – наблюдение, опрос, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ продуктов деятельности учащихся;
математические методы обработки информации – определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой системы работ.
8
Проблема исследования заключается в поиске методических путей, средств и форм обеспечения межпредметной интеграции в начальном обучении.
Тема:Межпредметная интеграция в системе развивающего обучения начальной школы.
Цель исследования– теоретическое обоснование и разработка основных компонентов методической системы развивающего начального обучения, реализующей принципы межпредметной интеграции.
Объект исследованияявляется процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: содержание, методические и организационно-педагогические основы межпредметной интеграции в системе развивающего начального обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что межпредметная интеграция, основанная на методологии развивающего обучения, может оказаться состоятельной, реальной, если обеспечить:
формирование у учащихся целостной непротиворечивой картины мира;
развитие познавательных интересов и способностей учащихся;
повышение уровня развития психических процессов младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, чтобы установить ее современное состояние.
Определить психолого-педагогические основы межпредметной интеграции в рамках развивающего начального обучения.
Разработать содержание обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, реализующие принципы межпредметной интеграции.
Проверить эффективность разработанных методических средств на практике и в экспериментальной работе.
Методы исследования включали: методы анализа и синтеза психолого-педагогической, методической и диссертационной литературы по проблеме исследования, по дисциплинам начальной школы, а также опыта работы учителей начальных классов, педагогический эксперимент, опросные методы, тесты, формирующие методы.
9
Проблема исследования заключается в поиске путей, средств и форм развития творческих способностей учащихся начальных классов на основе межпредметной интеграции.
Тема:Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции.
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка методики формирования и развития творческих способностей младших школьников на принципах межпредметной интеграции.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: содержание, методические и организационно-педагогические основы процесса формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что межпредметная интеграция, основанная на информационно-категориальном подходе к обучению детей младшего школьного возраста, обеспечивает развитие их творческих способностей и адаптацию в условиях информатизации образования.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Определить концептуальные основы формирования и развития творческих способностей младших школьников на основе информационно-категориального подхода к обучению.
Разработать содержание обучения и организационно-педагогические условия процесса формирования и развития творческих способностей учащихся начальных классов на принципах межпредметной интеграции.
Проверить эффективность разработанных методических средств на практике.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической и диссертационной литературы по проблеме исследования, программ, учебников, методических пособий по дисциплинам начальной школы, обобщение опыта работы учителей начальной школы, констатирующий, поисковый и обучающий этапы эксперимента на базе начальной школы.
10
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий, при которых у подростков складываются и закрепляются учебные умения как комплекс мыслительных операций, направленных на формирование умственной воспитанности, творческой деятельности.
Тема:Педагогические условия формирования учебных умений подростков.
Цель исследования: разработка, обоснование, опытно-экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования учебных умений подростков в целостном педагогическом процессе.
Объект исследования – учебные умения в целостном педагогическом процессе.
Предмет исследования – педагогические условия формирования учебных умений.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование учебных умений подростков требует соблюдения совокупности педагогических условий: ориентации системы образования на индивидуально-личностное развитие школьников, разработки гуманистически ориентированных технологий воспитания и обучения (общие); формирования познавательных мотивов в структуре личности подростка, воспитания познавательных интересов и потребностей, становления осознаваемых и принимаемых учащимися целей учения, развития теоретического мышления, интеллектуальных эмоций (особенные); знание педагогом протекания психических процессов, владение навыками развития мышления, формирования понятий, становление интересов, мотивов, целей учения, умение производить рефлексию педагогических ситуаций (специальные).
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы намечены задачи исследования:
1. Определить современные проблемы формирования учебных умений подростков в целостном педагогическом процессе.
2. Разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование учебных умений подростков:
- создать модель обучения учебным умениям;
- построить программу формирования культуры умственного труда;
- конструировать комплекс развивающих и воспитывающих технологий формирования учебных умений подростков.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию учебных умений подростков; в процессе ее выполнения проверить состоятельность разработанной модели обучения, программы, развивающих и воспитывающих технологий, проанализировать полученные результаты, определить интегративный комплекс педагогических условий проведенного исследования.
Методы исследования. Использовались методы теоретического исследования, эмпирические методы (опросные методы, тестирование, наблюдение, анализ документации, опытно-экспериментальная работа). При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.
11
Проблема исследования: необходимость разрешения противоречия между потребностью образовательной практики в гарантированном достижении ступени «методологическая компетентность» будущими преподавателями непосредственно в период обучения в вузе и явным дефицитом завершенных педагогических исследований и апробированных методик.
Тема:Методы и средства формирования методологической компетентности будущего преподавателя.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики формирования основ научного мировоззрения студентов – будущих преподавателей.
Объект исследования - процесс обучения предметам психолого-педагогического цикла в вузе.
Предмет исследования – сущностные и проектные характеристики обучения, обеспечивающего формирование методологической компетентности как основы научного мировоззрения личности будущего преподавателя.
В основу исследования положена гипотеза о том, что если в качестве цели образования рассматривать формирование личности, владеющей методологической компетентностью, как основой научного мировоззрения, то при проектировании учебного процесса следует учитывать т реализовать:
специфику сущности понятия «методологическая компетентность» профессионала;
специфику сущности и структуры естественнонаучного и гуманитарного знания;
рекомендации системно-структурной концепции дидактики по диагностическому заданию целей обучения, графовому моделированию при отборе и построении содержания образования, по построению комбинаций видов учебной работы, адекватным поставленным целям и системы контроля за ходом и результатом учебного процесса.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Выявить специфику сущности понятия «методологическая компетентность» в структуре описательной модели преподавателя-профессионала.
Выявить специфику сущности и структуры естественнонаучного и гуманитарного знания как дидактических объектов.
Выполнить концептуальное моделирование методики эффективного процесса обучения, обеспечивающего достижение наряду с традиционным комплексом целей и задач формирование методологической компетентности как ступени научного мировоззрения.
Разработать дидактический инструментарий в соответствии с рекомендациями системно-структурной концепции.
Провести педагогический эксперимент и определить эффективность прелагаемой учебно-познавательной модели, направленной на формирование у студентов методологической компетентности.
Методы исследования. В соответствии с целями и задачами исследования использовались методы:
Теоретические: анализ предмета исследования, моделирование учебного процесса, теоретическое обобщение результатов исследования.
Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, тестирование, эксперимент.
3. Методы математической обработки полученных результатов.
12
Проблема исследования:противоречие между повышающимися требованиями к профессионализму преподавателя спецпредмета ССУЗ и ограниченными возможностями его профессиональной подготовки через традиционную систему институтов повышения квалификации и факультетов повышения квалификации.
Тема:Методы и средства профессионального самосовершенствования преподавателя спецпредмета (на примере средних специальных учебных заведений).
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель профессионального самосовершенствования преподавателя спецпредмета ССУЗа.
Объект исследования:теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель профессионального самосовершенствования преподавателя спецпредмета ССУЗа.
Предмет исследования:методы и средства профессионального самосовершенствования преподавателя спецпредмета ССУЗа.
Гипотеза исследования: привести в соответствие с современными требованиями уровень психолого-педагогической подготовки преподавателя спецпредмета и уровень освоения им педагогической техники можно только путем его целенаправленного самосовершенствования. Эффективность процесса профессионального самосовершенствования спецпредметника ССУЗа может быть обеспечена за счет системного подхода к этой работе, для чего следует:
- включить, наряду с другими психологическими и дидактическими теориями, в содержание профессиональной подготовки в качестве обязательного компонента основы теории оптимизации и системно-структурной концепции дидактики;
- спроектировать и реализовать модель «Система учебной работы преподавателя»,
- использовать для самостоятельного освоения методику «Основы техники действий учителя».
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
Уточнить содержание понятия «модель спецпредметника».
Раскрыть теоретические основы и отобрать содержание профессионального самосовершенствования преподавателей ССУЗ.
Разработать, обосновать, экспериментально проверить систему работы спецпредметника по его профессиональному самосовершенствованию.
Разработать методические рекомендации для преподавателей спецпредметов ССУЗов.
Методы исследования:
Теоретические: изучение научной философской, психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения, анализ, синтез.
Эмпирические – наблюдение, хронометраж, анкетирование и интервьюирование, тестирование; изучение и обобщение педагогического опыта.
Математические методы обработки информации – определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой системы работ.
13
Проблема исследования. Разрешить два главных противоречия: 1. Стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического развития и возникающими при этом затруднениями в силу недостатков существующей системы образования и воспитания, трудностей в реализации творческого потенциала каждой личности; 2. Несоответствием между структурой учебного материала, формами и методами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и стремлением учащихся к усвоению совокупности теоретических знаний, образующих структуру, соответственно основам научной теории и приобретающей значимость системе.
Тема:Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования (на примере школьного курса химии).
Цель исследования заключается в педагогическом развитии применения принципов системного подхода к содержанию и структурированию учебного материала, позволяющего преодолеть противоречие в условиях современной образовательной парадигмы, между требованиями к ученику, возникающими в педагогическом процессе и его реальными возможностями, между структурой учебного материала, формами и методами обучения и возможностями обучаемых овладеть системой теоретических знаний.
Объект исследования– учебный процесс, осуществляемый в школе (на примере учебного курса химии).
Предмет исследования– структурирование и осуществление учебного процесса в школе в соответствии с системным подходом.
Гипотеза исследования: если в обучении следовать принципам системного подхода, соответствующим принципам структурирования, с помощью которых составные элементы содержания учебного материала (понятия, законы, идеи, принципы, способы их передачи учащимся и соответствующие действия учащихся по их усвоению) выстраиваются в определенных системных отношениях, то повышается уровень знаний, умений и навыков школьников, увеличивается число учащихся, владеющих системностью знаний и основными способами учебной работы, имеющих относительно устойчивый познавательный интерес.
В соответствии с целью исследования основные задачи формулируются так:
анализ концепций и принципов системного подхода, принятых в педагогике, обобщение полученных результатов;
в соответствии с принятыми основами системного подхода в педагогике разработка и обоснование новых педагогических решений в обучении, новых вариантов структур урока, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение уровня их самостоятельности;
разработка и обоснование структуры учебного материала, способствующей рациональному его усвоению (на примере школьного курса химии) овладение учащимися устойчивой системой знаний, как противостоящей влиянию различных разрушающих факторов;
подготовка методических рекомендаций учителям химии, направленных на решение проблемы формирования системности знаний учащихся.
Методы исследования:
Теоретические: анализ философской и специальной педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме, формулирование выводов и обобщение.
Эмпирические: наблюдение, беседы, опросы, анкетирование, тестирование, эксперимент (констатирующий и формирующий), анализ продуктов деятельности.
Математические методы: установление количественных и качественных показателей эффективности системного подхода к организации и осуществлению учебного процесса, использование статистической обработки.
14
Проблема исследования: каковы содержание и структура культурологической интеграции в современных условиях школьного гуманитарного образования? На достижение каких целей она должна быть ориентирована? Какая система дидактических средств, методов и приемов обучения может обеспечить эффективную практическую реализацию такой интеграции?
Тема:Культурологическая интеграция гуманитарных знаний в школьном образовании.
Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально апробировать в практике школьного образования культурологическую модель интеграции гуманитарного знания, способствующую формированию у школьников готовности к социокультурной ориентации.
Объект исследования:теория и практика интеграции гуманитарных предметов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования:культурологическая интеграция гуманитарных предметов как средство формирования готовности учащихся к социокультурной ориентации, включая сущностные, проектные характеристики и условия реализации.
Гипотеза исследования: имеется реальная возможность усилить педагогический (обучающий, развивающий, воспитывающий) эффект школьного гуманитарного образования, сблизить процесс обучения с социокультурной практикой за счет специальной интеграции разнопредметных гуманитарных знаний, если:
изменение состава и структуры гуманитарных знаний в рамках осуществляемой интеграции проводится с культурологических позиций и нацелено на овладение школьниками элементарными основами социокультурной ориентации;
формирование готовности к социокультурной ориентации (соответственно – интеграция гуманитарных предметов) осуществляется в двух взаимосвязанных плоскостях (приоритетных направлениях) – саморегулирование общественного сознания и саморегулирование личностного сознания;
в основу инструментально–технологического обеспечения интеграции гуманитарных знаний положены дидактико-технологические цепочки (последовательности), соотносимые с логико-смысловой структурой культурологического анализа, познавательными возможностями школьников и доминирующим типом проблемной ситуации.
Задачи исследования:
На основе теоретического анализа проблемы педагогической интеграции установить проектные позиции и характеристики интеграции разнопредметных гуманитарных знаний.
Раскрыть сущность культурологической интеграции гуманитарных предметов, особенности и принципы ее проектирования и реализации в условиях школьного образования.
Разработать концептуальную модель культурологической интеграции гуманитарных знаний как межпредметного процесса формирования готовности учащихся к социокультурной ориентации.
Разработать организационно-методическое и инструментально-технологическое обеспечение процесса формирования готовности учащихся к социокультурной ориентации.
Экспериментально апробировать культурологическую модель интеграции гуманитарных знаний.
Методы исследования. В процессе исследования в соответствии с его целями использовались: теоретические методы – теоретический анализ предмета исследования, спецификация проблем, моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования с учетом новых факторов и конкретных условий; эмпирические – анализ практики реализации культурологического подхода к обучению гуманитарным предметам, анкетирование, анализ учебных планов и программ, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент.
Приложение 2
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание