logo
922358

19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.

Как правило, принято подразделять, что служит в качестве общенаучнойметодологии, а затем – что являетсяконкретно-научнойметодологической основой исследования.

В качестве философских оснований методологии педагогики в настоящее время могут выступать различные направления: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, постпозитивизм и др. Общенаучная методологияможет быть представлена также различными исследовательскими подходами, в частности, системным подходом, требующим реализации принципов историзма, конкретности, учета всесторонних связей и развития.

В качестве наиболее распространенных конкретно-методологическихпринципов и подходов в педагогических исследованиях выступают:

Ряд авторов (В.И. Андреев и другие) продолжают этот перечень подходов:

(Подробнее о подходах – см. вопросы №№ 17, 18).

Как уже отмечено, иногда теоретическая основа исследованияавторами указывается одной фразой вместе с методологической базой, а иногда отдельно. При этом наблюдается большое разнообразие теорий, концепций, ведущих идей, которые авторы исследований приводят в качестве теоретической основы, базы своей работы.

В качестве современных теорий обучения (дидактических концепции) могут быть приведены, как считает В.А. Сластенин, следующие.

Это:

Следует обращать внимание на возможные вольности и натяжки соискателей ученых степеней, когда они относят те или иные воззрения к зрелым (состоявшимся) теориям. Требуется внимательная и многократная проверка и перепроверка этих утверждений, прежде чем их заимствовать, т.к., повторимся, зачастую произвольно умножают число зрелых, состоявшихся теорий, называя подчас теориями недостаточно доказанные и проверенные взгляды.