logo
922358

7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.

Следует иметь в виду, что когда речь идет о методологии, методах и методиках наукипедагогики, то иерархия этих понятий соответствует очередности перечисления их:

«методология – метод – методика – технология».

При этом методология и методика соотносятся примерно также как стратегия и тактика в военном деле. Методология направлена на решение общих вопросов, методика – это описание на логическом уровне какой-либо конкретной деятельности. Некоторые авторы (М.С. Бургин и др.) подчеркивают, что методология – это область науки, а методика – сфера инструктивно – практического знания. Конкретизацией методики, считают они же, служит технология, где деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий.

Когда же речь идет о конкретном педагогическом исследовании(а не о науке в целом– педагогике), то указанная иерархия понятий строго не выдерживается: понятие «методика» в этом случае шире, чем «метод», и включает его.

Так, по В.И. Загвязинскому «совокупность исследовательскихприемов и методовсоставляетметодику исследования».

В.А. Сластенин и др. считают, что методикаисследования «представляет собойкомплекстеоретических и эмпирическихметодов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс».

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

(Псевдотесты к вопросу - см. с. 92 - № 46, 47 ).