Методология педагогики
(по В.А. Сластенину)
Функции | Регулятивные | Нормативные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы |
| Дескриптивная | Прескриптивная |
|
|
|
Уровни
|
|
| Философский | Общенаучный |
Конкретно-научный |
Технологический |
Дескрипция – описание существующего, сущего («то, что есть»).
Прескрипция – предписывающее, указывающее, должное изложение («то, что должно быть»).
А.И Кочетов формулирует следующие три функцииметодологии педагогического исследования:
определение исходных позиций исследования на базе фундаментальных идей самой педагогики;
выявление способа получения научно достоверной информации (совокупность методов исследования);
создание своего философского видения проблемы.
Позиция ведущего методолога академика В.В. Краевского о функциях и задачах методологии педагогики (Педагогика. – № 1. – 2002) представлена в виде составленного нами краткого схемоконспекта.
Он же (В.В. Краевский) так определяет понятие «методологической культуры»:
«Методологическая культура – педагога =методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования».
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. считают: «Методологическая культура учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения».
Методология педагогики (по В.В. Краевскому)
Аспекты: | система знаний | система научно-исследовательской работы
|
Виды деятельности:
| методологические исследования | методологическое обеспечение их
|
Задачи | выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогического исследования, анализ их понятийного состава и методов
| использование имеющихся методологических знаний для обоснования исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено |
Функции | дескриптивная (описательная) | прескриптивная (нормативная)
|
Основания | теоретические:
| нормативные:
|
Многие исследователи отмечают эволюцию методологии, которую условно можно представить так: «от прежнего обобщения передового опыта к педагогическому проектированию». Прежний (отечественный) вариант традиционализма предполагал развитие методологического сознания в рамках отношения «педагогическая практика – педагогическая теория», когда уделялось усиленное внимание проблеме методологии эмпирического мышления. Ныне продолжается начавшийся в советский период переход от эмпирического мышления к теоретическому, когда качественное развитие педагогики конкретизирует методологическую парадигму: «педагогическая практика – эмпирическая педагогика – теоретическая педагогика». Конструктивно решаются вопросы методологии, что в будущем должно поставить педагогику вровень с другими дисциплинами.
Итак, в настоящее время происходит движение педагогики от прежнего обобщения передового опыта, считает В.В. Краевский, к науке теоретической.
При этом условиями принципиального характера являются:
научная педагогика не может строиться исключительно на фундаменте философии и психологии; взаимодействие необходимо, но развитие педагогического методологического сознания – дело самой педагогики;
есть острая необходимость в современных методологических работах системного характера; педагогическое и методологическое мышление должны тесно слиться, а в структуре каждого исследования должен быть компонент методологического обеспечения.
(Псевдотесты к вопросам – см. 43-45).
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание