21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
В качестве теоретических основ педагогического исследования авторы указывают наиболее зрелые дидактические теории.
По В.И. Андрееву:
Развивающее обучение.
Проблемное обучение.
Эвристическое обучение.
Модульное обучение.
Компьютеризация и информатизация обучения.
Дифференцированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение.
Обучение творческому саморазвитию.
По В.И Загвязинскому:
У этого автора в качестве наиболее популярных современных дидактических теорий и концепций указываются:
Теории активного развивающего обучения (М.А Данилов Б.П. Есипов, М.Н Скаткин, И.Т Огородников, Г.И Щукина и др.).
Проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.).
Теории и методики программированного обучения (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина и др.).
Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.
Концепция обучения на основе теоретического обобщения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
Концепция задачного структурирования обучения (Н.В. Кузьмина, П.И. Пидкасистый).
К современным теориям обучения (авторы их называют философско-дидактическими и психолого-педагогическими) П.И. Пидкасистый и др. относят следующие:
теория формирования умственных действий – в ее основе лежит психологическое учение об интериоризации – процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность, формирование внутренних умственных структур психики посредством усвоения внешней действительности;
развивающее обучение – обучение, направленное на ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию;
синергетическая дидактика основывается на законах синергетики – науки, направленной на изучение самоорганизации и саморазвития систем;
педагогическая акмеология, основанная на использовании в обучении закономерностей развития человека, достижение созидательной деятельности, самореализации его творческого потенциала;
педагогическая валеология, основанная на науке о здоровье и здоровом образе жизни человека (валеологии) и ставящая целью его совершенствование.
Эти же авторы выделяют информатизацию обучения и модульное обучение как активно развиваемые в последние годы направления педагогики (дидактики).
(Псевдотест к вопросам 19-21см. - с. 94 - № 60).
22. Каково содержание методологического параметра «методы исследования».
Методы исследования – в этом компоненте научного аппарата исследования перечисляют использованные в ходе исследования методы (комплекс методов), адекватные поставленным задачам. Методы педагогического исследования коротко охарактеризованы нами в вопросе № 5, там же дана их примерная классификация.
Пример из диссертации.
Решение поставленных задач, проверка исходных предложений осуществлялись с помощью следующего комплекса методов:
теоретический анализ;
изучение и обобщение педагогического опыта;
моделирование дидактических объектов;
- диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа);
- прямое и косвенное наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистические методы;
В ходе теоретического исследования анализировалась директивная, научная и методическая литература, относящаяся к поставленной проблеме, опыт организации и проведения контроля знаний на учебных занятиях, использовались и методы статистической обработки результатов.
В ходе экспериментального исследования разрабатывались дидактические материалы, необходимые для реализации систем корректирующего контроля знаний, организовывалось и проводилось экспериментальное обучение, корректировались структуры экспериментальных учебных занятий, подбирались и уточнялись параметры и критерии, характеризующие результаты обучения, подбиралась методика статистической обработки данных эксперимента, проводились наблюдения, фиксация, сбор и обработка результатов экспериментального обучения и качественный анализ появления положительного эффекта в результате реализации серии заданий корректирующего контроля.
23. Каким должно быть содержание методологического параметра «этапы исследования».
В вопросе № 3 нами изложены тезисы основного содержания этого компонента.
Этапы исследования – здесь желательно обозначить более или менее главные временные отрезки и выполненные компоненты работы. Обычно это делается по следующей схеме:
теоретическая проработка и анализ состояния научной разработанности проблемы;
формулирование идеи, замысла, гипотезы, уточнение темы;
подготовка различного дидактического материала в соответствии с замыслом, планом работы;
организация педагогического эксперимента, анализ и обсуждение его результатов, формулирование выводов и методических рекомендаций для практических работников.
Обычно этапы исследования располагают во времени (хронологически) последовательно.
По сути дела здесь предусмотрено сжатое тезисное изложение основных моментов исследования с разбивкой по времени.
Пример из диссертации.
Этапы исследования.
1980-1985 гг. – участие в разработке научной проблемы Межвузовской кафедры педагогики и психологии Минвуза РСФСР (автор в этот период был слушателем ФПК, стажером на кафедре) «Исследования основных закономерностей обучения и воспитания» (шифр 1.3.1.) по теме «Контроль в учебном процессе», разработка (в соответствии с принципами системного подхода) совокупности психологически обоснованных требований к построению дидактических средств корректирующего контроля (псевдотестов).
1983-1990 гг. – разработка автором дидактических материалов корректирующего контроля по техническим специальных предметам для учащихся ССУЗов, их проверка в контрольных процедурах, корректирование; Обсуждение первых результатов, опубликование их в виде обзорной информации в НИИВШ, статей в журнале «Среднее специальное образование»; завершение эксперимента в техникуме, обработка и оформление результатов.
1991-1993 гг. – структурирование и моделирование учебной информации по «Педагогике» с выявлением и учетом специфики гуманитарного предмета в вузах (влияние ступени абстракции), разработка тестов по блокам информации «Учебник», «Учитель» и «Школа» и псевдотестов по ним, а также по «Дидактике» и «Истории педагогики», экспериментальная проверка материалов констатирующего контроля в контрольных группах.
1993-1998 гг. – экспериментальная проверка систем корректирующего контроля в вузе, выбор методики обработки его результатов, обсуждение материалов и промежуточных результатов на кафедре, публикация статей, издание монографии, обсуждение материалов на конференциях, статобработка материалов, работа над завершением и оформлением диссертации в ходе учебы в докторантуре, публикация двух учебных пособий по материалам исследования.
24. Что представляют собой критерии качества исследования «научная новизна» и «теоретическое значение» результатов исследования.
На заключительном этапе этот существенный момент методологической рефлексии – выделение указанных критериев – вызывает едва ли не наибольшие затруднения у соискателей ученых степеней и педагогов-исследователей. Имеют место неправомерные попытки диссертантов объединить и представить их как единый методологический параметр.
Научная новизна результатов исследования характеризует одну из основных содержательных сторон – новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике; этот компонент показывает насколько решены поставленные задачи. Глаголы «разработаны», «раскрыты», «обоснованны», «определены» и т.д. характерны для верных формулировок научной новизны. Можно рекомендовать следующие варианты формулировок научной новизны диссертационного исследования:
1) наличие теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы;
2) уточнение определений понятий или новое определение понятий;
3) разработка рекомендаций (теоретических, методических), внедренных в практику и оказавших существенное влияние на достижение новых педагогических результатов;
4) новые положения, которые способствуют дальнейшему развитию педагогической науки в целом или отдельных ее направлений.
Представим тезисный ответ в виде схемы.
Оценка новизны результата (по В.С. Ледневу)
| ||||||
Вид (новизны) | Теоретическая (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т.д.)
| Практическая (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система и т.д.) |
| |||
| ||||||
Уровень (новизны) |
| Конкретизации (частные изменения, не принципиальные для понимания сути явления, процесса) | Дополнения (расширение теоретических положений, но нововведение не изменяет картину, а дополняет ее) | Преобразования (принципиально новые подходы в теории и практике) |
Теоретическое значение результатов исследования – критерий, характеризующий ценностную сторону их, показывающий влияние результатов работы на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики, методики. Результаты исследования действительно новы, если теория приобретает большие возможности в части объяснения и прогнозирования свойств исследуемого объекта. В.С. Леднев выделяет следующие варианты значимости влияния на существующие теоретические представления результатов исследования: общепедагогический, дисциплинарный, общепроблемный и частнопроблемный.
Схема анализа теоретической значимости может быть представлена так.
Теоретическая значимость исследования (по В.С. Ледневу) | ||||
Уровень |
Очень высокая |
Высокая |
Удовлетворительная |
Низкая |
|
|
|
|
|
Новизна | Совершенно новые подходы, концепции, идеи | Развивают, вносят новые элементы в существующие концепции, идеи | Уточняют и конкретизируют отдельные теоретические положения в дидактике, теории воспитания | Повторяют существующие положения без уточнений и дополнений |
|
|
|
|
|
Концептуальность и доказательность | Разработана целостная теория, выводы теоретически и экспериментально подтверждены | Разработаны теория, выводы подтверждены | Выдвинуты отдельные теоретические положения, выводы частично подтверждены | Научная концепция не сформулирована, дана без обоснования, противоречит фактам |
|
|
|
|
|
Перспективность | Открывается новое направление в данной области, смежных дисциплинах, перспективы для прикладных исследований | Открываются перспективы для работ в данной области | Открываются перспективы для решения отдельных частных вопросов в пределах данной области, темы, проблемы | Перспективы для дальнейших работ нет |
Для фундаментальных работ концептуальность – сущностная характеристика. Прикладные работы используют уже готовые схемы, развивают и дополняют существующие концепции. Эффективность научно методических разработок можно определить аналогично по ряду конкретных (характерных для этого вида исследования) показателей как высокоэффективные, средней и незначительной эффективности. «Заметим, что многое в области оценки процесса и результатов научного исследования еще недостаточно разработано», - считает В.С. Леднев.
Пример из диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем, что разработана дидактическая концепция построения и реализации систем контроля, обеспечивающих в ходе проведения его процедур наряду с закреплением и повторением усвоенных знаний, целенаправленные актуализацию у обучаемых мотивации к учебной деятельности, формирование и развитие у них операциональных структур мышления и ряда других важных психических свойств и качеств.
При этом:
уточнен тезаурус понятий, характеризующих основные компоненты систем корректирующего контроля;
обоснованы и сформулированы требования к структурам систем корректирующего контроля и к содержанию дидактических материалов;
выявлены и экспериментально проверены дидактические условия и методы, обеспечивающие эффективную реализацию корректирующего контроля на учебных занятиях различного дидактического назначения;
сформулированы методические рекомендации по организации и проведению корректирующего контроля для практиков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиции системного подхода дана психологически и дидактически обоснованная методика разработки систем корректирующего контроля, когда в ходе самой процедуры разработки заданий на любом предметном содержании уже предусматриваются не только реализация специфических функций контроля, но и усиление возможностей реализации всего комплекса функций обучения (образовательных, воспитательных и развивающих); при этом за счет адекватного соотнесения целей контроля с целями этапа обучения форма, содержание и структура контрольных заданий специально подстраиваются под них, что и обеспечивает органичное включение, слияние контроля с обучением.
(Псевдотесты к вопросам 23-24. – см. - с. 115 № 61-63).
25. Как определяется и формулируется критерий качества педагогического исследования «практическая значимость», пример.
Практическая значимость – здесь следует коротко ответить на вопрос: что дает практике обучения и воспитания исследование.
Какие изменения произойдут (произошли) в результате внедрения полученных результатов в практику, в учебно-воспитательный процесс, методику преподавания и т.д. Этот параметр обычно не вызывает больших затруднений при его формулировании, т.к. он достаточно очевиден.
Выделяются следующие уровни практической значимости исследования:
частнометодический;
общеметодический;
дидактический;
педагогический.
Практическая значимость зависит:
от числа и состава пользователей результатов работы;
масштаба внедрения;
степени готовности результатов к внедрению;
предполагаемого эффекта от внедрения.
В.С. Леднев предложил примерные варианты, которые характеризуют «практическую значимость исследования»:
Практическая значимость:
очень высокая
а) результаты исследования важны для целой (той или иной) области педагогики;
б) в результатах заинтересован очень широкий круг потребителей;
в) масштаб внедрения общегосударственный;
г) внедрение полученных результатов в практику экономически целесообразно;
д) результаты исследования готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебники, предписания к деятельности учителя.
| соответственные ступени снижения а), б), в), г), д) |
Пример из диссертации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные (в соответствии с выделенными требованиями) системы корректирующего контроля обнаружили достаточно высокую эффективность и нашли применение в работе по совершенствованию педагогического руководства учебно-воспитательной деятельностью обучаемых. По ряду учебных предметов внедрены в практику обучения серии заданий корректирующего контроля, мотивирующие учебную деятельность и формирующие операциональные структуры мышления. Основные выводы и результаты исследования использованы при разработке курса «Основы педагогики высшей школы», читаемого слушателям факультетов повышения квалификации в Центре переподготовки кадров высшей школы.
26. Как формулируется методологический параметр «достоверность результатов исследования», пример.
Достоверность результатов исследования – здесь следует указать, применение каких методов исследования, а также опора на какие методологические положения являются объективным основанием, обеспечивающим достоверность (а не надуманность) результатов работы. Достоверно то, что может быть неоднократно повторено, получено другими исследователями, практическими работниками и при этом гарантируется достижение того же результата.
Оценка достоверности результатов исследования в сущности является оценкой соответствия теоретической модели исследования объекту исследования, реальности.
По В.С. Ледневу, «теоретическая модель исследуемого объекта считается завершенной в том случае, если эта модель во всех возможных условиях своего реального существования ведет себя так же, как и исследуемый объект и при этом структура объекта и модели изоморфны. Подтверждение практикой, экспериментом, аналитическими методами – вот основные пути определения достоверности полученных в исследовании результатов.
Академик В.С. Леднев предложил разработанный им прием экспертизы диссертации по параметру «достоверность результатов». Состоит он в следующем:
в четырех колонках таблицы по вертикали записываются по пунктам компоненты проблемы и гипотезы, содержательная часть задач исследования и положения, выносимые на защиту;
проследить между отдельными логическими фрагментами жесткую «корреляцию по горизонтали»: каждой подпроблеме должен соответствовать раздел гипотезы, отдельная задача исследования и соответствующий пункт основных положений, выносимых на защиту.
Отсутствие такого структурного соответствия – повод для коррективов исходных положений, либо всей работы.
Пример из диссертации.
Достоверность научных результатов, полученных в ходе исследования, базируется на общей и специальной методологии, реализации комплексной методики, адекватной природе проводимого исследования, репрезентативностью и статистической значимостью выборок, сочетанием качественного и количественного анализа.
27. Из чего следует исходить, когда формулируются «положения, выносимые на защиту», пример.
В заключительной фазе работы над диссертацией формулируются содержательные выводы в виде положений, выносимых на защиту. Надо четко сформулировать ответ на вопрос: «Что главное, ради чего проводилось исследование, что доказывает данная работа».
Требование содержательного формулирования основных положений, выносимых на защиту, не должно подменяться «виртуальными» наукообразными высказываниями, которые предваряются формулировкой «На защиту выносятся». Встречаются ситуации, когда в диссертациях, реально имеющих научную новизну, вместо положений, выносимых на защиту, указываются лишь их названия, при этом авторы ссылаются на общепринятую практику («так пишут все»), считает академик В.С. Леднев.
Пример из диссертации.
Положения выносимые на защиту:
Текущий контроль в процессе обучения должен быть корректирующим, т.е. эффективно реализующим управляющую функцию за счет обеспечения не только повторения, обобщения и закрепления знаний, но и за счет актуализации опорных знаний в памяти обучаемых, формирования мотивации учения и развития операциональных структур мышления.
Достижение комплекса целей обучения в ходе самих контрольных процедур обеспечивается специальным построением систем корректирующего контроля, основные дидактические средства которого – псевдотесты.
Системы корректирующего контроля в зависимости от цели этапа обучения, внутри которого организована контрольная процедура, могут быть по разному «специализированы» и иметь различное дидактическое назначение:
а) актуализация, повторение и закрепление знаний обучаемыми выделенных учебных элементов;
б) мотивирование к учебной деятельности обучаемых;
в) развитие операциональных структур мышления обучаемых;
г) решение всего комплекса перечисленных задач (образовательных, воспитательных и развивающих).
Условием построения и реализации систем корректирующего контроля, усиливающих обучающе-воспитывающие его функции является выполнение научно-методических рекомендаций системно-структурной концепции дидактики.
28. В чем состоит апробация результатов педагогического исследования.
Компонент научного аппарата исследования «апробация работы» представляет собой перечисление опубликованных по результатам исследования статей и других публикаций, а также указание тех образовательных и воспитательных учреждений, где уже применена методика работы, предлагаемая автором педагогического исследования.
Приведем мнение А.М. Новикова.
«Детальная апробация исследования – одно из условий его самостоятельности и истинности результатов, один из реальных способов вовремя скорректировать и исправить его недостатки». Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение».
… Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. Важную роль играет и неофициальная апробация – беседы, с поры с коллегами, специалистами из других областей знания, а также с практическими работниками.
…новое знание, полученное тем или иным исследователем, только тогда станет научным знанием, когда оно станет научным достоянием».
Пример из диссертации.
Апробация исследования (полученных результатов).
На материале исследования разработаны методические рекомендации по подготовке дидактических материалов и проведению эффективных процедур корректирующего контроля, которые внедрены в учебный процесс ряда учебных заведений (Ярославский педагогический институт им. К.Д. Ушинского. Межвузовская кафедра педагогики и психологии высшей школы Минвуза РСФСР при Московском технологическом институте пищевой промышленности (ныне – Центр переподготовки кадров высшей школы), Майкопский автотранспортный техникум, Адыгейский государственный университет и другие учебные заведения). Ход и результаты исследований докладывались и получили одобрения на заседаниях:
Межвузовской кафедры педагогики и психологии высшей школы Минвуза РСФСР (1984, 1997 гг. г. Москва),
факультета повышения квалификации преподавателей техникумов при МАДИ (1985, 1989, 1994 гг., г. Москва),
предметной комиссии специальных дисциплин Майкопского автотранспортного техникума Министерства автомобильного транспорта РСФСР (1984-1992 гг. г. Майкоп),
кафедры педагогики и психологии факультета национальной школы Адыгейского государственного университета (1992-1998гг., г. Майкоп),
на XIII научно-практической конференции вузов Юга России «Развитие личности в процессе педагогической деятельности» (1994 г., г. Майкоп);
на Международных конференциях «Гипнология и интегративная антропология на службе педагогической практики» (22-26 сентября 1994 г., г. Майкоп; 22-26 мая 1995 г., г. Майкоп; 23-25 мая 1996 г., г. Майкоп, АГУ).
(Псевдотесты к вопросам 26-28 – см. с.115 № 64-66).
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание