logo
922358

4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.

Представим классификацию методов в виде граф-схемы и списка учебных элементов (УЭ), их количество здесь – сорок четыре. Содержание каждого из этих учебных элементов тезисно изложено (кроме некоторых очень простых и очевидных случаев (УЭ №№21-28, например).

1

Группа

методов

2

3

4

Вид

(метод

конкретный)

5 6 7 8 9

10 11 12

  1. 14

Разновидность

метода,

вариант.

15 18 21 26 29

16 19 22 27 30

17 20 23 28 31

24 32

25

33

34

35

36

37

38 41

39 42

40 43

44

Список учебных элементов (УЭ)

1. Методы педагогических исследований

2. Эмпирические методы

3. Теоретические методы

4. Методы обработки данных (результатов)

5. Наблюдение

6. Опрос

7. Изучение продуктов деятельности учащихся

8. Изучение документации

9. Эксперимент

10. Анализ-синтез теоретические

11. Индуктивно-дедуктивные методы

12. Работа с литературой

13. Математические

14. Статистические

15. Наблюдение «включенное – невключенное»

16. Наблюдение «открытое – скрытое»

17. Наблюдение «сплошное – выборочное»

18. Беседа

19. Интервью

20. Анкетирование

21. Письменная работа

22. Графическая работа, рисунки

23. Изделия, детали и др.

24. Тетради

25. Контрольные работы и др.

26. Личные дела учащихся

27. Классные журналы.

28. Дневники, протоколы и др.

29. Естественный

30. Лабораторный

31. Констатирующий

32. Преобразующий

33. Составление библиографии

34. Реферирование

35. Конспектирование

36. Аннотирование

37. Цитирование

38. Регистрация

39. Ранжирование

40. Шкалирование

41. Среднее арифметическое

42. Медиана

43. Дисперсия

44. Коэффициент вариации и др.

Тезисно изложим основное содержание каждого из приведенных учебных элементов (УЭ), хотя содержание некоторых из них столь несложно и очевидно, что задача самостоятельно их охарактеризовать не составит труда. (в связи с этим, ряд УЭ мы не поясняем).

УЭ №1

Методы исследования – варианты определений:

Иногда различают:

а) уровни научных исследований:

б) группы методов научных исследований:

УЭ №2

Эмпирические методы («эмпирио» – опыт) – устанавливают, описывают новые факты по исследуемой проблеме и на их основе формулируют эмпирические закономерности. Изучается объект (процесс, явление) непосредственно, путь – наблюдения, эксперимент (в переводе - проба, опыт).

УЭ №3

Теоретические методы (в переводе «теория» – наблюдение, исследование) – обобщение и объяснение фактов, формулирование основных закономерностей, предсказание, предвидение будущих событий и фактов.

По утверждению философов эмпирическиеметоды исследуют предмет на уровнеявления,теоретические– на уровнесущности.

УЭ №4

Методы обработки результатов:

УЭ №5

Наблюдение – специально организованное восприятие педагогических явлений, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Отличие научногонаблюдения отжитейского:

УЭ №15

Наблюдение включенное– исследователь становится членом группы (изучаемой).

Наблюдение невключенное– со стороны, когда исследователь вне наблюдаемой группы.

УЭ №16

Наблюдение открытое– наблюдаемые информированы о проводимом опыте, эксперименте.

Наблюдение скрытое– инкогнито, то есть наблюдаемые не знают, что они участники эксперимента.

УЭ №17

Наблюдение сплошное– охват полный и наблюдение непрерывное.

Наблюдение выборочное– неполный охват или носит дискретный (прерывистый) характер;

Недостатки наблюдений как метода:

а) на результаты влияют личностные особенности исследователя;

б) не вскрывают внутренние стороны педагогических явлений.

УЭ №6

Опрос – получение данных широкого тематического спектра в виде ответов на вопросы (по исследуемой проблеме). Устно– беседа, интервью.Письменно– анкета. Используют опросы в начале и в конце исследования.

Достоинства: оперативны, практичны, относительно надежны, эффективны.

Следует соблюдать ряд определенных требований к используемым в ходе опроса материалам и методике самого опроса.

УЭ №18

Беседа – опрос в свободной формепо заранее разработанной программе, без записи ответов. Оченьсложныйинеоченьнадежныйметод.

Различают: беседы – экспромты, беседы – короткие, беседы – развернутые и т.д.

УЭ №19

Интервью – разновидность беседы. Публичное обсуждение, групповые и индивидуальные.

По целям интервью различают:

УЭ №20

Анкетирование – метод массовогосбора материала заочным (чаще всего)опросом.

План анкеты имеет вид вопросника, различают:

Типы анкет:

Практикуют пробное анкетирование (пилотажное), после которого анкета дорабатывается окончательно.

УЭ № 7

Изучение продуктов деятельности учащихся.

УЭ № 21

Письменные работы.

УЭ № 22

Графические работы (рисунки, чертежи).

УЭ № 23

Различные изделия, детали.

УЭ № 24

Тетради.

УЭ № 25

Контрольные работы, письменные работы и т.д.

УЭ № 8

Изучение документации.

УЭ № 26

Личные дела – кто родители, социальное положение родителей, полная семья или нет, полноценное питание у ребенка или нет.

УЭ № 27

Классные журналы.

УЭ № 28

Дневники, протоколы.

УЭ №9

Эксперимент – опыт, испытание. Эксперимент– специально организованнаяпроверкатого или иногометода, приема работыдля выявления его педагогической эффективности.

УЭ № 29,30

По условиям проведения естественный – без вмешательства и коррекции экспериментатора; лабораторный – в специально созданных условиях.

УЭ № 31,32

По целям эксперимента различают констатирующий – фиксация, констатация существующего положения; преобразующий (иногда созидательный, формирующий) имеет целью внести изменения в существующее положение.

УЭ №10

Анализ – синтез. Известные логические методы, предусматривающие в первом случае (анализ) мысленное расчленение объектаи его качеств, свойств в ходе их изучения, а во втором (синтез) –мысленное соединение, объединение объектов анализа.

УЭ №11

Индукция – дедукция. Методы научного и учебного познания, предусматривающие движение мысли либо от частного к общему(индукция), либонаоборот(дедукция).

УЭ №12

Работа с литературой. Понятно, что правильное и продуктивное ведение исследования предполагает необходимость изучения опубликованных научных работ (анализ исследуемой проблемы, вопроса). Это в первую очередь монографии– книги, где в систематизированном виде, глубоко и подробно излагаются результаты научных исследований (какой-то одной, «моно», проблемы);статьи– это публикации небольшого объема, где изложены результаты ограниченных исследований, взглядов по определенным вопросам; научныесборники,диссертации,авторефераты.

УЭ №33

Составление библиографии– метод фиксации и храненияспискапубликаций по избранной теме, проблеме (по установленным и определенным правилам).

УЭ №34

Реферирование– краткое связное изложение содержания изучаемой работы.Тезисы– отдельные заметки, объемом в несколько строк. Если связать их по смыслу получается реферат.

УЭ № 35

Конспектирование – достаточно подробное изложениеработы, публикации.

УЭ № 36

Аннотирование – наиболее общее и краткое изложениеосновного смысла работы (объем обычно < 1с).

УЭ №37

Цитирование – дословноеприведение отрывкас фиксацией автораисточника.

УЭ № 13

Математические методы – приведем в качестве тезисного ответа выдержку из статьи (18).

… Проникновение математических методов в гуманитарные науки – бесспорно прогрессивная тенденция. Однако от математики нередко ждут оценки существа исследования, хотя это не может входить в ее задачу. Если предложить математику набор каких-то величин, он четко разъяснит, как их обработать, как выбрать для этой цели адекватный математический аппарат и что можно ожидать от его применения. Но если задать ему вопрос о том, правильные ли выбраны критерии для исследования в конкретной области, те ли величины измерялись и т.п., то, как математик, он ответить чаще всего не сможет. Причина заключается в том, что математика как наука безразлична к природе и смыслу описываемых с ее помощью явлений и процессов. Она способна общими методами в одинаковой степени хорошо описать любые процессы, явления, характеристики и величины, если только они могут быть в должной мере формализованы. Математики знают возможности и границы применения своей науки. Но, тем не менее, широко распространена точка зрения о всесилии математических методов. Это приводит к некой фетишизации любого результата, записанного в виде числа, к слепой вере в сотые и тысячные доли процента или среднего балла. Педагогические исследования в этом смысле не составляют исключения. Вопросам о конкретном применении здесь математических методов уделил внимание ряд авторов (Л.М. Фридман, М.И. Грабарь и К.А. Краснянская). Однако редко можно встретить диссертацию или статью в области педагогики или методики, где бы средний балл не фигурировал в качестве чуть ли не решающего критерия. Для примера сошлемся на книгу «Теория и практика педагогического эксперимента» (М., 1979. – С. 48-49), где средний балл рассматривается в качестве репрезентативного показателя. Наконец, школьный средний балл официально признан ведущим критерием при зачислении абитуриента в вуз.

Проблема оценки эффективности педагогических исследований весьма сложна и мало разработана. В ряде случаев она сводится к оценке уровня знаний или умений учащихся (либо того или другого вместе), в других – к характеру мотиваций той или иной деятельности, в-третьих – к выработке нравственных норм. Очевидно, что во всех этих случаях нужны различные критерии, притом чаще всего не количественные, а качественные. Их выбор может быть произведен только путем глубокого анализа существа дела и выявления его параметра, различия в котором – как количественные, так и качественные – будут служить критерием успешности либо безуспешности того или иного педагогического метода. Но эта задача не математическая, а по сути дела – педагогическая, и ее решение возможно лишь на основе психолого-педагогических критериев. Однако остается другая проблема: как математически корректно обработать результаты, полученные в процессе конкретного педагогического исследования. Вопрос может быть поставлен и по-другому: на что можно рассчитывать в математическом отношении, если провести педагогическое исследование, при котором будут использованы определенные методы сбора и обработки педагогической информации. Рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы, не претендуя на исчерпывающее раскрытие как методики разработки педагогических критериев, адекватных конкретной педагогической проблеме (Розенберг Н.И. Проблемы измерений в дидактике. – Киев, 1979), так и методики проведения статистических расчетов. Частично эти вопросы освещены в цитируемой литературе, многие же еще не нашли должного решения. Надо иметь по возможности ясное и краткое введение в рассматриваемую проблему, разъяснить причину некорректности некоторых широко распространенных методов расчета и обратить внимание читателя на два статистических критерия, которые, по нашему мнению, оказываются наиболее приемлемыми на существующем уровне педагогических исследований: критерии Макнамары и хи-квадрат.

УЭ № 38

Регистрация– (в пер. «список», «перечень») – запись педагогических фактов или явлений в ходе исследования с целью учета, придания им (факту, явлению) законности. При этом исследователь использует, как правило, бланки учета, ведомости, формы и т.д.

УЭ № 39

Ранжирование– (в пер. «ставить в ряд, ставить по росту») – если появляется возможность выделить некоторое свойство, ввести для оценки этого свойства какой-то критерий (показатель) и однозначно установить, что у одного объекта этот критерий больше, чем у другого. Примеры: шкала воинских званий, место, занятое командой по итогам соревнований, баллы силы ветра, волнения на море, землетрясения т.п. Баллы здесь являются числами, характеризующими лишь место объекта в выбранной шкале, но не количественную меру свойства, по которому ведется шкалирование, т.е ранжирование математической операцией не является. Используемые в шкале баллы, с помощью которых оцениваются знания учащихся, образуют шкалу порядка (ранговую шкалу).

УЭ № 40

Шкалирование. Итак, для того, чтобы задача решалась математическими методами, она должна быть формализована.

Величина всегда задана в какой-то шкале измерения. Шкала измерения – это числовая система, в которой отношения между различными свойствами изучаемых явлений, процессов переведены в свойства того или иного числового ряда (А.М. Новиков).

Шкалирование – это приписывание исследуемым объектам соответствующих им цифровых значений, что позволяет использовать количественные (математические) методы при изучении педагогических явлений, обработке результатов педагогических наблюдений и экспериментов и т.д. Известны 4 типа шкал; представим их характеристики в виде следующего схемоконспекта

Шкалы измерений

Группы

(характер)

Качественные, неметрические, концептуальные (слабые)

Количественные, метрические,

материальные (сильные)

тип

Классификации

(наименований, номинальная)

Порядковая

(ранговая)

Интервальная

Отношений

Практический аналог, пример

Номера машин, игроков в команде и др.

Число - лишь для обозначения названия

Твердость минералов, сила ветра, школьные отметки, сорт товара и др.

Время, температура и др.

Масса, длина

Наличие О – точки отсчета

нет

нет

+

Условный

нуль введен

+

Обоснованный нуль и есть единица измерения

Измерительные возможности

Различение присутствия в объектах исследования разных качеств, свойств

тоже

+

Различение превышения содержания одного и того же качества в одном объекте по сравнению с другим

тоже

+

Оценивание величины превышения содержания исследуемого качества в объектах

тоже

+

имеет нулевую () отсчета, т.е. возможно фиксирование полного отсутствия исследуемого качества в объекте

Какие арифметические (математические) действия допустимы

Арифметические действия недопустимы (бессмысленны)

тоже, но есть свойство

(а > b, b > c, a > c)

транзитивности

Сложение – вычитание, т.е. «на сколько > или <» можно ответить, но не «во сколько раз»

Все 4 арифметических действия, т.к. есть нуль шкалы – точка отсчета

Основные статистики, которые применимы

Дескриптивные статистики: пропорция и % -ное соотношение

Медиана,

квантили

Ранговая корреляция

(коэффициент Спирмена)

Применимы критерий

Макнамары и

хи-квадрат

Применимы аппараты распределения Гаусса, t –критерий Стьюдента, F – критерий Фишера

(Статистики - в данном случае - показаиели, полученные по результатам выборки, а показатели генеральной совокупности - параметры.)

Примечания:

  1. Обычные школьные отметки – шкала порядка, статистическая обработка их – неправомерна!

  2. Превращение шкалы порядка в (более совершенную) шкалу интервалов есть обязательное условие для применения математической статистики.

  3. Измерение доли усвоенной информации и разбивка шкалы отметок в зависимости от этого – путь объективизации отметок и возможности их последующей статобработки.

  4. В системной дидактике отметки – как результат тестовых (успешности) испытаний – относятся уже к шкале интервалов и применение статистических методов здесь правомерно и обоснованно. Связь 12-балльной шкалы и 4х уровней усвоения через коэффициент Кα можно представить так:

I

II

III

IV

Кα < 0,7

0

0

0

0

0,7> Кα ≥ 0,8

1

4

7

10

0,8> Кα ≥0,9

2

5

8

11

0,9> Кα ≥1,0

3

6

9

12

УЭ № 14

Статистические методы– тезисы основного содержания представим в виде схемы.