От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
Настоящее пособие представляет собой своеобразный (минимизированный) учебно-методический комплекс, адресованный студенту, аспиранту, соискателю ученой степени, преподавателю вуза. Основное содержание учебной информации представлено в трех разделах в виде тезисов ответов на вопросы (см. с 3-103):
I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 30, 29;
II - о методах исследования - вопрос № 4;
III - о методологии – вопросы №№5, 6, 8, 10 – обзор вопросов общего характера; вопросы №№11-15, 22-28 – методологический аппарат педагогических исследований; вопросы №№ 16-21 – методологическая база и теоретические основы педагогических исследований.
Вниманию читателя предложен комплекс псевдотестов по основам теории курса, включающий в себя 66 заданий с выбором вариантов ответов («программированный контроль»). Каждому вопросу по основам методологии, методов и методик исследования, тезисно изложенному в одном из разделов пособия, соответствует свой набор псевдотестов (см. с. 106-116 пособия).
Разработаны задания на проработку статей по методологическим проблемам, которые включают 3 самостоятельные работы - №1,2,3; они предусматривают изучение статей известных методологов, их конспектирование и подготовку к собеседованию с преподавателем по вопросам, которые приводятся в пособии (см. с. 117-120).
Представлена система упражнений (самостоятельная работа №4), выполнение которых может быть организовано либо на семинарско-практических занятиях, либо как внеаудиторная самостоятельная работа (см. с. 120-121); 7 предложенных упражнений в сочетании с 15 выписками из авторефератов защищенных диссертаций (приложения 1 и 2 на с. 132-160 пособия) дают возможность в ходе обучения (и самообучения) решить 105 различных заданий.
В качестве заданий для итоговых зачетных работ выданы самостоятельные работы №5 (с.122) и №6 (с.123-129), которые имеют обобщающий характер. Каждый студент получает от преподавателя в начале семестра индивидуальное задание в виде автореферата диссертации, который он рецензирует как «эксперт» по качеству исполнения методологического аппарата исследования и представляет к зачетному собеседованию тетрадь – рецензию; требования к этой зачетной работе изложены в «Памятке» (см. с.124-129); самостоятельные работы №5 и №6 могут исполняться и вместе, как единая комплексная итоговая работа.
Также в качестве дополнительного задания к самостоятельным работам №4, №5, №6 предлагается выписка из автореферата к докторской диссертации – приложение №2 (с. 152 – 160 пособия).
Приложение 3 (с.160-162 пособия) представляет собой рабочую программу по курсу, она прошла процедуру лицензирования в АГУ, адресована преподавателю и состоит из пояснительной записки, плана изложения учебной информации по каждому из трех разделов, списка рекомендованной литературы, а также вопросов и заданий (они изложены выше), скомпонованы по каждому из указанных разделов.
Таким образом, преподаватель сможет последовательно реализовать систему работы по эффективному формированию основ методологической рефлексии будущего педагога – исследователя, которая включает ряд этапов, каждый из которых завершается письменным отчетом об учебной деятельности. Такой подход позволяет использовать при оценивании и аттестации студентов известную модульно-рейтинговую методику:
I этап – обзорное изложение преподавателем основных положений теории учебной дисциплины; студент отчитывается перед преподавателем, предъявляя тетрадь лекционных записей и комментируя их; интервал оценивания – до 20 баллов;
II этап – решение псевдотестов («программированный контроль») – до 10 баллов;
III этап – выполнение практических упражнений, самостоятельная работа №4 – до 10 баллов;
IV этап – самостоятельная работа №5 – до 10 баллов;
V этап – собеседование по тетради–рецензии качества исполнения методологического аппарата диссертации – до 30 баллов;
VI этап – самостоятельные работы №1, №2, №3 – до 30 баллов.
Студент, набравший 90-100 баллов, освобождается от экзамена с оценкой «отлично»;
набравший 80-90 баллов – тоже с оценкой «хорошо»;
при сумме баллов 70-80 – «удовлетворительно» без экзамена, либо сдача традиционного экзамена (по экзаменационным билетам);
при сумме 60-70 баллов – обязательная сдача экзамена.
При самостоятельном освоении учебной информации нам представляется наиболее целесообразной следующая последовательность действий.
Первая ступень (обзорно-«верхушечное» ознакомление) – прочтение и осмысление тезисов ответов на вопросы, которые составляют основу, «скелет» курса: №№1, 2, 7 – о методиках; №4 (ознакомительно) – о методах; №№5, 6, 8, 10, 11-15, 22-28 – о методологии.
Вторая ступень (детализация и углубление изучения основ теории) – изучение повопросное в той же последовательности, в которой тезисы даны в пособии, а также решение псевдотестов («программированный контроль») по мере проработки вопросов.
Третья ступень (практическое овладение навыками методологической рефлексии) – упражнения, закрепляющие знания, формирующие умения и навыки критического осмысления качества выполнения методологического (научного) аппарата диссертации. Содержание работы студента на этой ступени понятно из приведенных в пособии дидактических материалов (псевдотесты, задания на проработку статей по методологии, системы упражнений и комплексные задания).
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание