logo
922358

20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.

Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:

  1. выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целогонесводимы ксумме свойствего элементов;

  2. анализ того, насколько поведение системыобусловлено какособенностямиего отдельныхэлементов, так исвойствамиегоструктуры;

  3. исследование системы взаимозависимости, взаимодействия системы и среды;

  4. изучение характера иерархичностиприсущего данной системе;

  5. обеспечение множественностиописанийс целью многоаспектного охвата системы;

  6. рассмотрение динамизмасистемы, представление ее как развивающейся целостности.

В изложении философов Э.Г. Юдина,В.Н. Садовского,И.В. Блауберга– основные принципы системного исследования:

  1. подход к исследуемой системе как к целому, и вытекающими отсюда представлениями среде системыи ееэлементах;

  2. понятие системы конкретизируется через понятие связи; среди различных типов связейособоеместозанимаютсистемообразующие;

  3. устойчивые связиобразуют структуру системы, т. е. обеспечивают ее упорядоченность, направленность этойупорядоченностихарактеризуеторганизациюсистемы;

  4. структура, в свою очередь, может характеризоваться как по горизонтали(связи между однотипными компонентами системы), так и повертикали; вертикальная структура предполагает выделение различныхуровней системыи наличиеиерархииэтих уровней;

  5. связь между различными уровнями реализуется с помощью управления.

Известный дидакт В.И. Загвязинскийк требованиям системного подхода относит следующие:

  1. Целостностьсистемы по отношению к внешнейсреде.

  2. Расчленение целого, приводящее к выделению элементов.

  3. Все элементы системы находятся всложныхсвязяхивзаимодействиях, среди которых нужно выделятьсистемообразующую.

  4. Совокупность представлений и связей дает представление о структуре и организациисистемных объектов.

  5. Специальным способом регулирования связеймежду элементами системы и тем самым изменения и самих элементов являетсяуправление, включающеепостановку целей,выбор средств,контроль и коррекцию,анализрезультатов.

По Б.Ф. Ломову(известный психолог, специалист по психологии обучения), требования к системным исследованиям состоят в следующем:

  1. использование таких методов и такого формального аппарата, который не игнорирует всей сложности, присущей рассматриваемойсистеме; взаимосвязи междубольшим числом факторов, определяющих ееповедение; неопределенности поведения системы в целом и составляющих ее частей; развития системы, обусловленного изменением свойств составных частей и условий существования системы и т. п.

  2. использование специальных методов упрощения, позволяющих создать обозримую модель системыбез потериосновных еесвойств.